Традиции католических похорон. Кто призван быть католиком восточного обряда? Линии сравнения обряды католическая церковь

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты - она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование - это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого - посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон - назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы - отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости - позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября - католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще - третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Установление примата римских пап в западном христианстве. В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus - первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При этом имели место попытки глав римской церкви навязать свою волю церквам других территорий империи.

В условиях изменений политической ситуации в раннем Средневековье резко возросла роль влиятельных епископов, в том числе Рима.

Вместе с тем римские папы стремились обрести и высшую власть в церкви. Для этого они умело использовали то обстоятельство, что именно Рим считался апостольской столицей, ибо, по преданию, первым епископом этого города был святой Петр, которого Иисус Христос назначил главою апостолов. Римские папы значительно подняли свой авторитет в церкви бескомпромиссной борьбой с ересями.

В 75о г. ПипинКороткий по просьбе папы разбил угрожавших Риму лангобардов и подарил центральную часть Италии главе римской церкви. Так возникло папское государство. Вскоре после этого был составлен подложный эдикт императора Константина. Из этого документа следовало, что еще в н -чале IV в. император Константин отдал в управление епископу Рима всю западную часть империи и провозгласил его духовным главою всех христиан Рим-скоп империи. Этот подложный документ, известный как «Константинов дар», римские папы использовали не только для обоснования своих претензий на первенство^ христианской церкви, но и для расширения своей светской власти.

В 1054 г. очередной конфликт между папой и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную.

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на всё посольство. Установление примата римских пап в западном христианстве означало не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.

Католическая церковь стала представлять собой строго централизованную организацию во главе с римским папой, который руководил ею как полновластный монаРх. Пап титуловали «наместниками св. Петра" а с ХШ в" и «наместниками Христа».

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат - курию) с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам - высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.

Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли диоцезами - цер. ковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов - низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов - папских посланников.

В ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы.

Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.

Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры.

Новое время

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельскийунив-ты. Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой -гуманистом был Пий II (1458-1464).

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства…правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Лидерами Реформации создал огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Тридентекоторы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера -это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов.

Первая половина XVIII в. -это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-“король-солнце”. В области внутренней политики-неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней-своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”.

Католическая Церковь в конце XVIII - первой половине XIX вв.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много отнеё пострадала, т. к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тым. клириков покинули страну из-за гонений. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания ещё более отдалившись от Рима. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. Заключается Французский конкордат спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в NotreDame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив, таким образом, папу Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим.

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал стало воссоздание ордена иезуитов. Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны.

Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор.

Папа Пий IX (1846-1878) Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, “почистил” иерархию.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который будет должен рассмотреть вопрос о папской непогрешимости.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проэкт конституции о папской непогрешимости или безошибочности “Pastoraeternus”. Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. Собор не мог завершиться как положено т. к. в октябре 1870 г. итальянские войска захватили папское гос-во и Рим. Епископы разбежались не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию КастельГандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя “ватиканским узником” и укрылся за стенами Ватикана обидившись на весь мир

Католичество в первой половине XX века.

его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “AeterniPatris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”: это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

Католический обряд погребения выражает пасхальный характер смерти и надежду на воскресение. Перед смертью католик должен исповедоваться. Священник совершает над умирающим соборование - таинство елеопамазания, во время которого произносит разрешительную молитву и дает ему последнее причастие - виатикум. Даже если умирающий не смог исповедоваться, таинство елеопамазания снимает с него бремя грехов.

Похороны католиков. Тело умершего омывают и облачают в новые чистые одежды. На покойном должен быть нательный крест и никаких украшений, кроме обручального кольца. Цвета и крой одежды - строгие и скромные. Желательно, чтобы костюм соответствовал званию или чину покойного при жизни. Если хоронят девочку или незамужнюю девушку, ее одевают в белое платье. Часто одежду для умершего подбирают аналогичную той, в которой он посещал храм. Затем тело кладут в гроб лицом вверх. В руки, скрещенные на груди, вкладывают погребальный крест, можно также четки или крестильную свечу. Сверху кладут икону с образом Иисуса Христа (если умерший - мужчина) или Божьей Матери (если женщина). В комнате, где находится гроб с покойным, ставят распятие и зажигают свечу. Присутствующие читают молитвы.

В католической традиции сильна роль христианской общины. О смерти человека сразу же оповещаются все члены общины - чтобы они могли сделать для семьи покойного денежные пожертвования или оказать любую другую помощь. Все приглашенные на похороны приносят цветы или посылают их, если по уважительной причине не могут прийти. Цветы - обязательный атрибут католического погребального обряда, символ утешения, райского блаженства и красоты.

Главный член семьи покойного, ответственный за организацию похорон , заранее выбирает из числа пришлашенных несколько гостей и просит их быть почетными участниками траурной церемонии. Обычно это шесть - восемь человек, но может быть и больше, если покойный занимал важное место в обществе. На них возложена честь нести крышку гроба, а также - ордена и награды покойного, если таковые есть. Во время мессы в храме они сидят в первых рядах, а в траурной процессии идут попарно впереди гроба.

Кроме почетных участников (а иногда - и вместо них), для проведения похорон могут быть приглашены церемонимейстеры. Как правило, их выбирают из числа друзей семьи или неблизких родных, которые хорошо знают собравшихся и смогут их правильно рассадить.

Когда все приготовления сделаны, гроб с телом покойного перевозят в храм, где над ним совершается заупокойная месса - обряд отпевания. Месса также может быть проведена дома, в морге или непосредственно у могилы - для этого надо пригласить священника. Если покойный был человеком знаменитым, внесение гроба в храм сопровождается похоронной процессией. Она может быть организована и для простого человека по просьбе семьи усопшего.

Похоронная процессия входит в главные двери костёла под пение хора. Её возглавляют священник и хористы. Следом идут почетные участники траурной церемонии, за ними - люди, несущие гроб. За гробом идут родные и близкие покойного. Гроб устанавливают перед алтарем на специальный постамент. По католической традиции отпевание совершается над закрытым гробом, однако в латинском обряде это необязательное правило. После водружения гроба члены семьи и почетные участники рассаживаются в первых рядах, остальные миряне - позади них в произвольном порядке. Когда все занимают свои места, начинается заупокойная месса.

После окончания обряда отпевания гости прощаются с покойным и выходят из костёла. Обычно у дверей стоит представитель семьи, который лаконично благодарит каждого выходящего за участие. Бурные эмоции не приняты в минуты скорби. Гроб выносят из храма, погружают в катафалк и в сопровождении близких перевозят на кладбище. Для цветов обычно нанимают отдельный автомобиль. К траурному кортежу могут присоединиться все желающие.

На кладбище священник читает заупокойные молитвы. Когда гроб опускают в землю, все присутствующие - сперва самые близкие родственники покойного, затем остальные - бросают на крышку гроба по цветку. Надгробие устанавливается в изголовье захоронения, на могилу возлагают венки и ставят свечи. Поминки на кладбище католики не устраивают. Поминальная месса служится в сороковой день и в каждую годовщину смерти.


Как уже было указано, христианство никогда не представляло собой единого течения. С первых веков своего развития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства является католицизм . Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охватывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католицизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, основные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католицизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священного Предания постановления 21 собора , а также официальные документы главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает грехи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверхдолжных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, пожертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую грамоту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы , матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. папа Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все верующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческого". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери , в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Особенностью католицизма является также учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского . Согласно этому догмату, устами Папы при официальных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией , совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме верующие сидят во время богослужения , при музыкальном сопровождении органа или фисгармонии, а встают только при пении определенных молитв.

Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый перевод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печатная книга (знаменитая Гутенбергова Библия , 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврейский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иеронима (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version , 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторитета Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия собора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощрялось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рассматривать их как независимые «источники Откровения» (более консервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекторе».

Католический храм

Католические храмы обычно возво­дятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма при­звана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляю­щего людей к тихой пристани Царства Небесного. Использу­ются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности Бога – и звезда (чаще всего восьми­угольник) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что их главная часть обращена на Запад. В домашней молитве католики также обычно обращаются в сторону Запада, что символизирует признание расположен­ного в западной части Европы Рима столицей всего христи­анства, а епископа этого города – папы – главой всей христианской церкви.

По традиции, в католическом храме алтарь и совершающееся там таинство причащения священников открыт для всех присутствующих. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах можно видеть четырнадцать икон, изображающих различные этапы "Крестного пути Господня".

Святых престолов в католической церкви разрешается ус­танавливать по несколько, в трех сторонах храма – у западной, южной и северной его стен.

Престолы здесь более чем в православных храмах открыты для глаз присутствую­щих, так как в них нет иконостасов.

Отсутствуют в католических храмах также специальные жертвенники для приготовления Святых Даров как в православных алтарях.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.

Католические обряды и праздники

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей – в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.

Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником. Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католиче­ские праздники, связанные с годовым циклом сельскохо­зяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время – весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу кар­навалов, аналогичных русской Масленице.



Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

Крещение производится не троекратным погружением, а окроплением. Миропомазание совершается не вслед за крещением, как в православной церкви, а в возрасте 7- 12 лет. Данному таинству, называемому в католицизме конфирмацией , придается особое значение, а потому - его совершение признается исключительной прерогативой епископа. Для причащения католики используют в отличие от православных незаквашенный, пресный хлеб (облатки ), что по их представлениям символизирует чистоту и непорочность природы Христа. При этом начиная с XIII в. на Западе стали практиковать причащение одним лишь хлебом, в отличие от клира, причащавшегося и хлебом и вином. В этом проявляется характерное для католицизма представление о наличии значительной дистанции между церковью и обществом, несовершенстве и ущербности мирского существования. Не случайно поэтому одним из лозунгов ранних реформационных движений, требовавших равноправия прихожан и клириков было причащение «под обоими видами» (sub utraque specie - отсюда название данного течения в Реформации: «утраквисты»). Хотя Второй Ватиканский собор (1962-1965) разрешил причащение мирян хлебом и вином, во многих католических церквах оно до сих пор совершается «под обоими видами». Для совершения таинства покаяния католики используют особую исповедальную камеру, в которой священник отделен от прихожанина непрозрачной тканью. То, что исповедуемый и исповедующий не видят друг друга, снимает, по мысли католиков, известное психологическое напряжение, неизбежное в процессе покаяния. Совершение остальных таинств, помимо незначительных сугубо ритуальных отличий, происходит примерно так же, как и в православной церкви.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

использование при богослужении органной музыки;

допущение в интерьере храма объемных изображений;

позволение прихожанам сидеть во время богослужения.