Фокусы - это наука, магия или волшебство? Где водятся волшебники

Фокусы - это занимательный и остроумный ребус, который зрителю предстоит решить в доли секунды. Потому что закон жанра требует быстроты, моментальности. Публика не успевает осмыслить увиденное. Одно волшебство следует за другим, и кажется, что привычный и устоявшийся миропорядок рушится под напором следующих друг за другом невероятных превращений.

Первые фокусы (Древний Египет)

Скалы на берегу Нила и вырубленный в них примерно в 1260 году до н. э. храм Абу-Симбела... Его можно считать первым иллюзионным аппаратом, который известен людям. Дважды в год, в день своего рождения и в день вступления на трон, в нем появлялся фараон Рамзес II. Таинственная атмосфера, сотни людей в ожидании чуда, храмовые жрецы читают древние заклинания и магические формулы. Они призывают солнце пробиться сквозь тучи и явить народу фараона. И чудо происходит. В нужное время, словно повинуясь жрецам, косой солнечный луч пронзает проем узкой двери, проникает в низкое и темное помещение и освещает находящуюся во тьме фигуру правителя.

Так описывали церемонию старинные папирусы. Разгадку этой тайны смогли найти исследователи древней цивилизации только в ХХ веке. Доисторические архитекторы точно знали, откуда и в котором часу в дни проведения церемонии будет подниматься солнечный диск. Они смогли сориентировать сообразно движению солнца двери храма, через которые луч проникал в помещение и комнату, в которой находился Рамзес II. Эффект от этой иллюзии был потрясающий - подданные искренне верили, что светило само указывает на властителя.

Этот исторический факт может дать один из возможных ответов на вопрос: «Что такое фокус?» Возможно, что это использование накопленных знаний для достижения желаемого результата! Такой ответ вполне вероятен.

Манипуляторы Древней Греции

Мистические иллюзии жрецов не могли остаться незамеченными. В Древней Греции фокусники появились во времена греко-персидских войн. Но показывали они свое искусство не в храмах, а на ярмарочных площадях. Удивительно, но в сочинениях грамматика и ритора Алкифрона (III век н. э.) есть упоминание о трюке, который дожил до наших дней. В своей книге он описывает, как бродячий фокусник поставил на стол три кубка и положил три камешка. Невероятным образом камешки перемещались - оказывались под одним кубком, затем исчезали и находились во рту фокусника. А после этого совсем пропали, но иллюзионист стал доставать их из карманов, ушей или волос зрителей. Публика смеялась и удивлялась проворству исполнителя, потому что фокусы - это, в первую очередь, остроумный и занимательный спектакль.

Иллюзия между наукой и шарлатанством

Развитие иллюзионного искусства в средневековой Европе шло бок о бок с вполне научными экспериментами. Никто не отличал, где магия и шарлатанство, а где опыты в области химии или оптики. Этим занимались многие известные люди, чьи имена дошли до наших дней. Знаменитый астролог и предсказатель Мишель Нострадамус (1503-1566) не гнушался показывать фокусы. Это, безусловно, усиливало степень его воздействия на падкую до чудес и загадочных явлений публику. Сохранилось описание оптического опыта, который демонстрировал великий мистик. Сквозь открывающуюся панель в потолке помощники опускали вниз куклу, а затем ее поднимали обратно и закрывали люк. Зрители наблюдали за этим сквозь узкую щель в стене, в которую была вмонтирована трехгранная прозрачная призма. Она давала «перевернутый» эффект. Казалось, что кукла поднимается снизу и там же исчезает. Затем зрителей впускали в комнату, и они осматривали пол. Но он был сделан из камн,я и какие-либо тайные люки в нем отсутствовали.

Отражение в произведениях искусства

Популярность иллюзионных показов стала настолько широкой в Средние века, что многие писатели и художники не могли обойти вниманием эту тему. Они отражали в своем творчестве некоторые моменты, содержащие элементы чародейства или фокусы. Наука, магия или искусство - сложно дать короткое явлению. Но в известных классических произведениях видно их влияние на средневековую культуру.

Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569) на одной из своих картин изобразил свержение мага с трона. Бродячие артисты были изображены на полотне в личине дьяволов. Другой голландец, Иероним Босх (1450—1516), в своем творчестве также обращался к изображению бродячих фокусников, магов и чародеев.

Знаток Гете (1749-1832) в своем «Фаусте» тоже живописует магические картины Средневековья. Вино, которое фонтанирует из стола и загорается, освобождающаяся от оков Маргарита. Обезглавленный, несущий в руках свою отрубленную голову. Все эти трюки составляли основу репертуара артистов, показывающих фокусы. В чем их секрет и привлекательность на протяжении столь долгого времени? Видимо, в желании людей проникнуть в тайну и неистребимой вере в чудеса.

Проникновение в Россию

Первые серьезные иллюзионные показы в России прошли при участии иностранных гастролеров. Они проводились в крупнейших театрах того времени. В была площадка Малого театра, а в Санкт-Петербурге зарубежные иллюзионы демонстрировались на сцене Александровского театра. К этому времени иллюзионное искусство трансформировалось. В нем стали широко использовать технические новинки того времени. Остались в прошлом дни, когда уделом магов и чародеев были дешевые ярмарочные представления. Всеми доступными способами они подводили публику к мысли о том, что фокусы - это серьезно.

Иностранные гастролеры в России

Особенно насыщенным по демонстрации в России таких представлений был XIX век. Многие из артистов были настоящими большими мастерами своего жанра.

Карл Германн - представитель знаменитого семейства европейских магов. Он был артистичен, во время показов много шутил и превращал зрителей в своих помощников. При этом был одним из первых, кто стал применять большую иллюзионную аппаратуру. В его репертуаре был трюк «Мальчик в воздухе» - исполнитель опирался рукой о длинный шест. При этом его ноги были оторваны от земли. По требованию зрителей из одной и той же бутылки артист наливал различные напитки - то молока до шампанского.

Карл Мекгольд, прибывший на гастроли в Москву, покорил публику настолько, что газеты того времени сравнивали его с Шиллером и Моцартом в своем искусстве. В руках артиста медная монета превращалась в лягушку, которая, в свою очередь, становилась канарейкой. Зрители отдавали артисту платки, часы, украшения. Все эти предметы оказывались в скрипке, которая висела на стене в закрытом футляре.

Покорил взыскательную публику чародей и маг Бартоломео Боско. Его представления вызывали шквал восторженных откликов. Сам артист представал перед зрителями в костюме без рукавов. Весь используемый им реквизит был предельно простым - открытые столики на тонких ножках, отсутствие скатертей, в которых можно было что-то спрятать. Казалось, предметы действительно исчезают и появляются, повинуясь желанию артиста. Зрители сходились в единодушном мнении, что демонстрируемые Боско опыты (фокусы) - это волшебство.

Первые русские фокусники

Не отставали из зарубежных коллег и российские фокусники. История сохранила имена некоторых из них. В 1828 году за Рогожской заставой находилась арена для травли зверей. Там выступал некто Карасев - он показывал «необыкновенные механические опыты». Под присмотром зрителей исполнитель прятал в ящике ручной хронометр, но он исчезал. На месте часов появлялась птица. Спрятанное в том же ящике украшение находили в кармане зрителя.

В другом амфитеатре, у Тверских ворот, выступал фокусник Соловьев. В афише он называл себя «несгораемым человеком». Его опыты (трюки) были связаны с огнем.

В 1835 году бывший механик Никулин показывал свое магическое представление на сцене Малого театра в Москве. Искусный мастер, он использовал в своих показах множество самостоятельно сделанных иллюзионных приспособлений. А еще дошли сведения о выступлении в те же годы таких русских фокусников, как Купаренко, Василий Корчагин и Иван Мартин.

Хотя при этом важно отметить, что выступления доморощенных русских артистов публика воспринимала холоднее, чем представления их иностранных коллег. Словари русского языка отражают отношение к этому виду искусства в России через значение слова «фокус» - фиглярство, морока, обман.

Наиболее сильное развитие получило иллюзионное искусство в Советском Союзе. Создавались новые иллюзионные аттракционы и небольшие номера. Постепенно ушли в прошлое броские которые традиционно брали себе русские фокусники. Изменилось и само отношение к артистам, и понимание того, что такое фокус. Магическая и мистическая подоплека этого явления осталась в прошлом. Лучшие представители жанра словно приглашали зрителей в игру и говорили: «Сейчас вы будете обмануты, но вам по силам раскрыть этот обман».

К числу таких мастеров можно отнести знаменитого иллюзиониста Э. Т. Кио, первую советскую женщину-иллюзионистку Клео Дороти (Клавдия Карасик). Традицию использовать в иллюзии технические новинки блестяще продолжил Анатолий Сокол. Отар Ратиани создал оригинальный аттракцион «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса. Еще один шедевр иллюзионной партитуры Советского цирка - «Водная феерия» Ильи Символокова. А в финале выступления Анатолия Шага-Новожилова на цирковом манеже появлялось целое поле колосящейся ржи и народные хороводы. Артисты не просто показывали фокусы - они развивали свое искусство, делали его социальным и злободневным.

Чудеса не заканчиваются

Так в чем же состоит притягательность, которую несут в себе фокусы? Волшебство своими руками может сделать каждый - видимо, именно в этом их популярность и долголетие. Ведь необязательно становиться профессиональным артистом-чародеем. Большое количество доступной литературы дает возможность овладеть несложными, но эффектными трюками. Да и крупный реквизит для этого не потребуется - колода карт, носовой платок, несколько монет или шариков. А изумленные глаза зрителей, словно машина времени, способны перенести исполнителя на тысячелетия вглубь веков. Ведь так смотрели древние египтяне на чудеса, происходящие в храме фараона Рамзеса в 1260 году до нашей эры.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) относится к сайту Интернет-магазина «Феерия.ру», расположенному по адресу www.сайт, и ко всем соответствующим сайтам, связанным с сайтом www.сайт.
1.2. Сайт Интернет-магазина «Феерия.ру» (далее — Сайт) является собственностью ООО «Разноцветье»
1.3. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта Интернет-магазина «Феерия.ру» (далее — Администрация сайта) и Пользователем данного Сайта.
1.4. Администрация сайта оставляет за собой право в любое время изменять, добавлять или удалять пункты настоящего Соглашения без уведомления Пользователя.
1.5. Продолжение использования Сайта Пользователем означает принятие Соглашения и изменений, внесенных в настоящее Соглашение.
1.6. Пользователь несет персональную ответственность за проверку настоящего Соглашения на наличие изменений в нем.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:
2.1.1 «Феерия.ру» — Интернет-магазин, расположенный на доменном имени www.сайт, осуществляющий свою деятельность посредством Интернет-ресурса и сопутствующих ему сервисов.
2.1.2. Интернет-магазин — сайт, содержащий информацию о Товарах, Продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение Товара.
2.1.3. Администрация сайта Интернет-магазина — уполномоченные сотрудники на управления Сайтом, действующие от имени ООО «Разноцветье».
2.1.4. Пользователь сайта Интернет-магазина (далее ‑ Пользователь) — лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.
2.1.5. Содержание сайта Интернет-магазина (далее — Содержание) — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая тексты литературных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, музыкальные произведения с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, названия товарных знаков, логотипы, программы для ЭВМ, базы данных, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Интернет-магазина.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Интернет-магазина доступа к содержащимся на Сайте Товарам и оказываемым услугам.
3.1.1. Интернет-магазин предоставляет Пользователю следующие виды услуг (сервисов):
 доступ к электронному контенту на бесплатной основе, с правом приобретения (скачивания), просмотра контента;
 доступ к средствам поиска и навигации Интернет-магазина;
 предоставление Пользователю возможности размещения сообщений, комментариев, рецензий Пользователей, выставления оценок контенту Интернет-магазина;
 доступ к информации о Товаре и к информации о приобретении Товара на бесплатной основе;
 иные виды услуг (сервисов), реализуемые на страницах Интернет-магазина.
3.1.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент услуги (сервисы) Интернет-магазина, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные услуги (сервисы) Интернет-магазина.
3.2. Доступ к Интернет-магазину предоставляется на бесплатной основе.
3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.
3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта вправе:
4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.
4.1.2. Ограничить доступ к Сайту в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.


4.2. Пользователь вправе:
4.2.1. Получить доступ к использованию Сайта после соблюдения требований о регистрации.
4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте услугами, а также приобретать любые Товары, предлагаемые на Сайте.
4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к услугам Интернет-магазина по реквизитам, которые находятся в разделе Сайта «https://www..
4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4.3. Пользователь Сайта обязуется:
4.3.1. Предоставлять по запросу Администрации сайта дополнительную информацию, которая имеет непосредственное отношение к предоставляемым услугам данного Сайта.
4.3.2. Соблюдать имущественные и неимущественные права авторов и иных правообладателей при использовании Сайта.
4.3.3. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.
4.3.4. Не распространять с использованием Сайта любую конфиденциальную и охраняемую законодательством Российской Федерации информацию о физических либо юридических лицах.
4.3.5. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
4.3.6. Не использовать Сайт для распространения информации рекламного характера, иначе как с согласия Администрации сайта.
4.3.7. Не использовать сервисы сайта Интернет-магазина с целью:
4.3.7. 1. загрузки контента, который является незаконным, нарушает любые права третьих лиц; пропагандирует насилие, жестокость, ненависть и (или) дискриминацию по расовому, национальному, половому, религиозному, социальному признакам; содержит недостоверные сведения и (или) оскорбления в адрес конкретных лиц, организаций, органов власти.
4.3.7. 2. побуждения к совершению противоправных действий, а также содействия лицам, действия которых направлены на нарушение ограничений и запретов, действующих на территории Российской Федерации.
4.3.7. 3. нарушения прав несовершеннолетних лиц и (или) причинение им вреда в любой форме.
4.3.7. 4. ущемления прав меньшинств.
4.3.7. 5. представления себя за другого человека или представителя организации и (или) сообщества без достаточных на то прав, в том числе за сотрудников данного Интернет-магазина.
4.3.7. 6. введения в заблуждение относительно свойств и характеристик какого-либо Товара из каталога Интернет-магазина, размещенного на Сайте.
4.3.7. 7. некорректного сравнения Товара, а также формирования негативного отношения к лицам, (не) пользующимся определенными Товарами, или осуждения таких лиц.
4.4. Пользователю запрещается:
4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта данного Интернет-магазина;
4.4.2. Нарушать надлежащее функционирование Сайта;
4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;
4.4.4. Несанкционированный доступ к функциям Сайта, любым другим системам или сетям, относящимся к данному Сайту, а также к любым услугам, предлагаемым на Сайте;
4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту.
4.4.5. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.
4.4.6. Использовать Сайт и его Содержание в любых целях, запрещенных законодательством Российской Федерации, а также подстрекать к любой незаконной деятельности или другой деятельности, нарушающей права интернет-магазина или других лиц.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта.
5.2. Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия Администрации сайта.
5.3. Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции.
5.4. Приобретение Товара, предлагаемого на Сайте, может потребовать создания учётной записи Пользователя.
5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.
5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.
5.7. Администрация сайта обладает правом в одностороннем порядке аннулировать учетную запись Пользователя, если она не использовалась более 24 календарных месяцев подряд без уведомления Пользователя.
5.7. Настоящее Соглашение распространяет свое действия на все дополнительные положения и условия о покупке Товара и оказанию услуг, предоставляемых на Сайте.
5.8. Информация, размещаемая на Сайте не должна истолковываться как изменение настоящего Соглашения.
5.9. Администрация сайта имеет право в любое время без уведомления Пользователя вносить изменения в перечень Товаров и услуг, предлагаемых на Сайте, и (или) в цены, применимые к таким Товарам по их реализации и (или) оказываемым услугам Интернет-магазином.
5.10. Документы, указанные в пункте 5.10.1 настоящего Соглашения регулируют в соответствующей части и распространяют свое действие на использование Пользователем Сайта. В настоящее Соглашение включены следующие документы:
5.10.1. ;
5.11. Любой из документов, перечисленных в пункте 5.10. настоящего Соглашения может подлежать обновлению. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта не возмещаются.
6.2. Администрация сайта не несет ответственности за:
6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.
6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.
6.2.3. Надлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта.
7.2. Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которую посчитает необходимой для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности ООО «Разноцветье», Пользователей.
7.3. Администрация сайта имеет право раскрыть информацию о Пользователе, если действующее законодательство Российской Федерации требует или разрешает такое раскрытие.
7.4. Администрация сайта вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.
7.5. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.
8.4. Любой иск в отношении условий использования Сайта должен быть предъявлен в течение 5 дней после возникновения оснований для иска, за исключением защиты авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта. При нарушении условий данного пункта любой иск или основания для иска погашаются исковой давностью.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Администрация сайта не принимает встречные предложения от Пользователя относительно изменений настоящего Пользовательского соглашения.
9.2. Отзывы Пользователя, размещенные на Сайте, не являются конфиденциальной информацией и могут быть использованы Администрацией сайта без ограничений.
9.3. Арбитраж. Все споры по Соглашению или в связи с ним подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения Администрации в соответствии с действующим процессуальным правом Российской Федерации.
9.4. Изменения. Настоящее Соглашение может быть изменено или прекращено Администрацией в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя и без выплаты какой-либо компенсации в связи с этим.
9.5. Редакция Соглашения. Действующая редакция настоящего Соглашения размещена на Сайте Администрации и доступна в сети Интернет по адресу:

Искусство владения магией и иллюзией происходит еще из древности. Именно в средние века на ярмарках можно было увидеть разного рода фокусников, которые применяли невообразимые по тому времени механизмы и трюки. В данной подборке для вас любезно собрана подборка самых удивительных трюков и фокусов, которые покорили сердца даже самых строгих критиков.

Дэвид Блэйн “Замороженный во времени” 27 ноября 2000 года миллионы зрителей наблюдали за тем, как Дэвид Блэйн выполнял один из самых опасных магических трюков в прямом эфире. Его поместили в ледяную капсулу, и в этом морозном саркофаге он провёл 63 часа 42 минуты и 15 секунд. Так как лёд был прозрачным, каждый мог убедиться в том, что Блэйн действительно находился там всё время. После извлечения из ледяной капсулы он был немедленно госпитализирован, так как находился в состоянии дезориентации.

Дэвид Копперфильд – “Портал”. Дэвид Копперфильд заслуживает высшей отметки среди всех иллюзионистов благодаря великолепному исполнению множества магических фокусов. Многие считают его самым талантливым магом всех времён и народов. В данном случае он сумел телепортировать себя и ещё одного стороннего зрителя на Гаваи. Этот трюк больше никогда не повторяли, и он до сих пор остаётся загадкой для многих людей.

Дэвид Копперфильд – “Тринадцать”. Дэвид Копперфильд хорошо известен своим актёрским мастерством и чувством юмора, а также способностью легко находить общий язык с любой публикой, что находит отклик в сердцах зрителей со всего мира. Трюк трудно объяснить с позиции логики, и он считается одним из лучших фокусов в истории магического искусства. Ведь ещё никому не удалось заставить тринадцать людей исчезнуть в мгновение ока.

Пол Дэниелс и его “Кубок” (1995). Зрителям нравились выступления Пола Дэниелса, потому что они были динамичными и по-настоящему захватывающими. Своими быстрыми движениями рук Пол мог настолько долго развлекать публику, что он по праву считался наилучшим фокусником в своём жанре. Голливудская академия магических искусств в 1983 году даже отметила его престижной наградой “Маг года”.

Дэвид Копперфильд и “Пила Смерти”. Множество фокусников идут по стопам Дэвида Копперфильда и продолжают пытаться повторить этот трюк на своих выступлениях в Лас-Вегасе. Ведь этот фокус является самым знаменитым в истории магии и иллюзии. Копперфильд заставил публику поверить, что его действительно распилило надвое. Несмотря на большое количество различных версий этого фокуса, в которых различными способами иллюзионисты распиливают своих ассистенток, по сей день никому ещё не удалось повторить этот трюк именно так, как это первоначально сделал Копперфильд.

Постментализм Алво Стокмана - это будущее написанных пророчеств. Это стремительно развивающий тип магического фокусничества, в котором участники могут написать свои предсказания на открытке, поместить адрес, поставить марку и отправить другу. Предсказания могут содержать сведения о результатах футбольных матчей или любых других вопросах, которые могут интересовать адресата, и ответ, к его изумлению, уже придёт ему по почте.

Крисс Энджел гуляет по воде. Популярность таких шоу Крисса Энджела, как “Обман разума”, “Поверь” и “Феномен” дошла до пика своей славы именно благодаря его фокусу с хождением по воде. После этого трюка его стали считать чуть ли не чёрным магом.

“Превращение пяти однодолларовых купюр в пятёрку 100-долларовых”. А Дэвид Блэйн вновь и вновь изумляет людей со всего света фокусами в своей телеэпопее. Так, одним из лучших его трюков считается превращение однодолларовых банкнот в стодолларовые купюры, которые он затем раздаёт в Девятом районе Нового Орлеана после пронесшегося там урагана Катрин.

“Прохождение сквозь Великую Китайскую стену”. Дэвид Копперфильд продемонстрировал великое множество поразительных иллюзий, в том числе способность проходить сквозь Великую Китайскую стену. Когда этот фокус исполнялся, технологии видеосъёмки были не настолько технически совершенны, поэтому Копперфильду понадобилось время на то, чтобы создать и спланировать этот фокус. В этом выступлении он полагался на свой ум, скорость и оригинальность и, в конечном итоге, этот уникальный трюк принёс Копперфильду легендарную славу.

“Удаление передних зубов участников”. Дэвид Блэйн в очередной раз демонстрирует свои невероятные способности на глазах у прохожих. В этот раз, переходя от одного человека к другому, он прямо на камеру “вынимал” у каждого зубы из их ртов. По этому ролику было множество споров, однако не стоит забывать, что Дэвид Блэйн является дипломированным специалистом в сфере уличной магии и магических представлений.

“Метаморфозы”. Способность превращаться во что-нибудь ещё является одним из самых выдающихся талантов иллюзиониста. Так, трюк с превращением обычного парня в хорошенькую ассистентку и обратно просто сводит публику с ума. Это один из лучших фокусов современных иллюзионистов, который требует от исполнителя недюжинной изобретательности и проворности для того, чтобы трюк сработал как надо.

“Переезд грузовиком”. Иллюзионист Пенн сумел произвести впечатление на людей своим фокусом с грузовым тягачом, который буквально проехался по нему, не нанеся фокуснику никакого вреда.

“Левитация” Крисса Энджела. Несмотря на то что фокусами с левитацией уже успешно занимается Дэвид Копперфильд, магические трюки Крисса Энджела невероятны и убедительны тем, что выполнялись прямо на улице среди зрителей. Хоть кто-то даже и считал, что Крисс по-настоящему парил в воздухе, сам же автор признал свой фокус обычным трюкачеством.\

Ганс и Хельга Моретти – “Стрельба из арбалета в голову”. Такой впечатляющий трюк может привести к смерти, однако чета Моретти не зря признана одной из лучших пар иллюзионистов Германии. Каждый раз, когда Ганс с завязанными глазами наводит метательное оружие на голову своей супруги, зрители определённо испытывают сильное волнение.

“Ловля пули зубами”. Пенн и Теллер исполняют трюк с ловлей свинцовых снарядов, выпущенных из револьверов друг в друга. Такие пули часто еще и метятся зрителями, которые их затем опознают. Этот трюк признан экспертами законным.

Глотание Томасом Блэкторном сверла перфоратора. Существует множество фокусников, которые любят глотать шпаги, однако ничто не может сравниться с заглатыванием сверла работающего бетонолома. Зрители были шокированы этим действом во время показа по немецкому телевиденью.

“Смертельный номер на Американских горках”. Лэнс Бартон известен благодаря своим многочисленным трюкам, а также является автором самого долгого магического представления. Уже в пятилетнем возрасте Лэнс начал показывать фокусы и по сей день продолжает удивлять мир своими оригинальными трюками.

“Папироса” Деррена Брауна. Деррен Браун – уважаемый менталист и психологический иллюзионист. Он обладает выдающейся памятью, способностью к гипнозу, и может продемонстрировать такие экстрасенсорные способности, как психокинез и ясновидение.

*Грегор посмотрел на свои часы и улыбнулся*
-Что же... Начнем! Добрый вечер всем, меня зовут Грегор д`Арк и я буду вести у вас такой предмет, как магию иллюзий.
*Маг взмахнул руками и из-под земли полетели разноцветные бабочки, которые будто приветствовали учеников на их первом занятии, шелестя своими крыльями, словно это были листья, трепещущие от стремительного ветра* -Потрясающе, не правда ли? И это только самая малость, которой вы сможете научиться уже к концу первого года обучения! *Маг вздохнул и слегка прикрыл глаза, на его лице явно читалась усталость, в ту же секунду бабочки растворились в воздухе и овеяли зал прекрасными ароматами роз и ванили* -Никогда я не видел ничего более прекрасного, чем то, что можно создать с помощью этого направления в магии на вершине мастерства... Хотя, магия иллюзий способна сотворить не только что-то прекрасное, но и наоборот *Приятный аромат вдруг исчез и через миг превратился в ужасный запах гари, а вместе с ним из всех углов зала начали выходить языки пламени, которые выглядели довольно правдоподобно* -Ну это я так... если вы хотите вместо бабочек научиться создавать что-то такое. *Грегор щелкнул пальцем и лекторий вернулся в свое обычное состояние*
-Но довольно лирических отступлений, перейдем сразу к техническим вопросам, а потом и к самой лекции. Как вы уже поняли, я ваш новый профессор по магии иллюзий, и я уверен, что не просто профессор, а хороший профессор! *Грегор слегка улыбнулся и начал писать на доске примерный план на год* -В этом году мы будем проходить всевозможные виды иллюзий на все 5 чувств человека. Сегодняшняя лекция посвящена звуковым иллюзиям, следом идут: обонятельные, осязательные, вкусовые и, конечно, зрительные. *Парень закончил писать и начал оценивать внешне учеников* -Но для начала... кто мне скажет: что изучает магия иллюзий? Зачем она нужна и в каких ситуациях может пригодиться?
*Послышались ответы учеников*
- Чаще всего - сбить с толку противника в бою. Впрочем, очень часто иллюзии используют для розыгрышей. - на последней фразе в голосе слепого мелькнуло некоторое неодобрение подобного способа действий.
- Магия иллюзий изучает иллюзии, распространяющиеся на все шесть чувств, она нужна для очень многого, и может пригодиться для шалостей, для сотворения чего-то прекрасного, а может и кого нибудь напугать, напугать до дрожи и предобморочных конвульсий.
- Иллюзия направлена на то, что бы обмануть противника, да и не только, по всем показателям и ввести его в испуг, заблуждение или замешательство.
*Грегор улыбнулся и начал что-то чертить на доске*
-На самом деле магия иллюзий может пригодиться когда угодно: это и способ уйти в невидимость, и создать отвлекающего двойника, и приглушить чувства человека, изменив его разум и так далее. Каждый маг должен знать хотя бы парочку заклинаний из магии иллюзий, хотя бы для приличия *Грегор задумался* -Да, именно так... Но что же изучает магия иллюзий? Давайте будем кратки: магия иллюзий изучает способы искажения пространства для разума человека. Думаю, с этим мы разобрались, на всякий случай запишите определение слова "иллюзия" - обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Вообще, я не люблю проводить долгие и нудные вводные лекции, но все-таки немного расскажу о моем методе обучения, а также примеры могущественных заклинаний из обычных учебников по магии иллюзии. Вы, наверное, спросите: почему я вас начинаю учить со звуковых иллюзий и почему мы доходим до оптических только в конце года? Во-первых оптические иллюзии самые сложные, а именно поэтому я хочу вас научить отдельно создавать иллюзии на все органы чувств, кроме глаз и только в конце перейти к ним. Во-вторых они могут существовать отдельно от совмещения с другими видами, а оптические искажения смотрятся очень не правдоподобно, если их создать без знания других отраслей в этой магической науке. Предположим... обычный дождь, почему бы и нет? *Маг превратил куполообразный потолок в небо и из него полился бесконечными потоками дождь, который попадал на всех без исключения* -Феерично, не так ли? Однако, что это за дождь без звука? *Грегор направил палочку к облаку и представил звон утреннего дождя, под воздействием магии дождь и правда начал издавать этот звук* -Более менее, но... враг сразу поймет, что это иллюзия, ведь вы даже не чувствуете, как он капает на вас. *Маг взмахнул руками и светлая аура окружила весь зал, но лишь на мгновение, и то, прерванное чьим-то выкриком из аудитории* -Теперь вы хотя бы его чувствуете... *немного подумав, Грегор создал в руках белое пламя и метнул его в облако, которое тотчас испарилось вместе с дождем, оставив в помещении приятный запах утренней росы* -Это и есть настоящая магия иллюзий.
-Конечно, большинство сильных магов используют только оптические иллюзии. Например: маги пустынь, что могут создавать миражи, им в общем-то и не требуется знание других видов иллюзий. Это и демиурги, которые создают свои новые, но тем не менее пустые миры, хотя в большинстве случаев они, конечно, знают и другие ветви в магии искажений. А вспомните восточные легенды, где синоби обладали разнообразными способностями, например... невидимостью или созданием двойников. Это все магия иллюзий!
*Парень посмотрел на людей и слегка вздохнул* -Ах да... есть вопросы? А то я что-то все говорю и говорю, обращая внимания только на часы, пардон.
*Словно хором весь класс ответил, что вопросов нет и только один парень поднял руку с задней парты* -Скажите, насколько успешным может быть использование иллюзии без внешности? - не очень удачно употребил слово Джаспер. Он знал, что у предметов есть некая "внешность", которую как-то ощущают те, у кого есть глаза. В его картине мира не было никакой картинки - он не помнил, что такое "видеть", а все обозначения визуальных образов употреблял только вслед за другими, слабо представляя себе, что они имеют в виду.
-Хм, довольно успешным! Ведь существуют иллюзии для каждого органа чувств: создать непрерывную и сильную боль для человека - без проблем, иллюзия осязания; создать звук раскатов грома, чтобы кого-то отпугнуть - тоже, звуковая иллюзия; Создать какой-нибудь резкий аромат, чтобы вновь кого-то отпугнуть, или же приятный аромат, чтобы кого-то привлечь - опять же просто, иллюзия обоняния, ну и так далее! Стоит только немного учить материал и много, довольно много практиковаться... ну это довольно весело *Легкий хохот послышался со стороны стола учителя...*
--Ну что же... а теперь, мы можем и перейти к сегодняшней теме урока: звуковые иллюзии
-Создание звуковых иллюзий не требует большой подготовки, при этом они являются очень могущественными! Закройте, закройте свои глаза и слушайте... *Маг взмахнул палочкой, подумав о прибрежных скалах и то, как море бьется о них, в классе эти звуки разлились практически мгновенно, каждый слышал их так, будто был сам на берегу моря* //Звуковой материал: шум волн//
-Что же... можете открыть глаза. Это был один из простейших способов создать звуковую иллюзию, в общем-то, их не так уж и много. *Грегор улыбнулся* -Сегодня мы разберем два вида создания звуковой иллюзии: первый - создание звукового искажение на одного человека, второй - создание звукового искажения на группу людей, а точнее на определенную площадь. Как вы должны понимать, создание звуковой иллюзии на одного человека может помочь вам в дуэли, бою или другом случае, где нужно изменить разум одной цели, если же вы хотите одурманить группу целей, то вам придется применить немного другой способ. Есть вопросы на счет этой темы? *Тишина нависла над классом* -Отлично!
-Чтобы создать одурманивающий эффект на одного человека надо: придумать звук, который вы хотите передать, мысленной создать связь между вами и целью, а потом попытаться услышать этот звук самому, не забывая о связи с человеком, разбейтесь на пары и попробуйте сделать это, проводники при этом использовать не нужно, если вы маг, то сила, что находится внутри вас, может выйти и без каких-то вещей... *Грегор посчитал учеников* -Но если есть среди вас мизантропы или те, кому не досталось партнера, то можно сделать так... *Маг сделал правдоподобные иллюзии двойников учеников прямо перед ними* -Можете потренироваться на них, эффект будет такой же, ибо это высшая магия иллюзий, которая позволяет сделать сами иллюзии более... живыми, чувствующими боль, например... звуки и так далее. Создайте какой-то приятный звук или наоборот ужасный, который повергнет вашего партнера в шок или страх.
-Окей, теперь перейдем ко второму способу, запишите, чтобы создать искажение звукового пространства на определенной площади надо: придумать звук, который вы хотите передать, мысленной создать связь между вами и центральной целью (ей может быть, как человек, так и просто какая-та вещь), попытаться услышать этот звук самому, представить, как этот звук переносится от цели к цели или по всему пространству. Сегодня мы это не будем практиковать, т.к у нас нет времени, так что на следующем уроке. И не забывайте: чем больше людей или чем больше пространство, тем слабее будет становиться звук, когда начнет проходить через вторичные цели, что находятся далеко от центра наведения заклинания.
-Так... вроде все, домашним заданием будет: написать историю, где вы использовали звуковую иллюзию в бытовой ситуации...
*Маг испарился в воздухе*

Из разбираемой машины вырывают «сердце» - двигатель

Тем временем на Западе век автомобиля становился все короче. И не потому, что качество подводило, а потому что каждые пять лет происходило кардинальное обновление модельных рядов и ездить на устаревшей машине становилось непрестижно. Да и небезопасно, кстати. Чудак на «семилетке» воспринимался окружающими как неудачник. (Коллекционеры антикварных «олдтаймеров», разумеется, не в счет.)

Закон ЕС 2000/53/EG, вступивший в силу в июле 2002 года, прописал процедуру экологически чистой утилизации автомобиля. Этот процесс в специально оборудованных и сертифицированных центрах безвозмездно взял на себя производитель: мол, сам собрал, сам и разберет. (Надо полагать, стоимость этой услуги была включена в ценник авто.) Далее, согласно другому закону 2005/64/EG, уже с декабря прошлого года любой новый автомобиль должен был минимум на 85% состоять из деталей, поддающихся вторичной переработке. А к 2015 году этот показатель достигнет почти 100-процентной отметки.

Эти требования наложили свой отпечаток и на конструкцию современного автомобиля: никому ведь не хочется возиться с неудобными заржавевшими болтами и гайками. А потому в машинах становится все меньше неразборных или трудно разбираемых соединений. Эффект же от работы спеццентров по рециклингу (переработке) впечатляет. Знаете, сколько вторсырья выдает только немецкое отделение «Форда» за год? Более 3 миллионов литров масла, 141 000 литров антифриза и стеклоомывателя, 3 миллиона килограммов покрышек, 833 тонны аккумуляторов, 766 тонн стекла, 600 тонн пластиковых бамперов, 250 тонн дерева и около 5 тонн стиропора. Все это не пропадает в печах мусоросжигательных заводов. Из свинца делают новые аккумуляторы не хуже прежних, из отработанных масел научились получать основу для свежих. А порой для изготовления новых деталей заимствуют и стороннее вторсырье. Знаете, из чего сделана крыльчатка вентилятора новенького «Фокуса» вашего соседа? Возможно, из отслужившей транспортерной ленты. А корпус блока управления климатконтролем, возможно, был в прошлой жизни пробками от пластиковых бутылок.

«Разборщики» находят в машинах и такие узлы и детали, которые даже перерабатывать не стоит. Их можно просто отдраить и отправить в торговую сеть. Речь может идти, например, о литых колесных дисках, задних фонарях… Только не надо брезгливо морщить нос: посмотрите на автомобили, которые в центр демонтажа и рециклинга (RDZ) компании BMW доставил очередной автовоз: такие автомобили в России вообще можно было бы заново выставить в автосалоне.

Из обрывков проводов и металлолома производятся новые детали для новых автомобилей

Как же происходит цивилизованная утилизация? Не думайте, что к очередному автомобилю сразу подбегают рабочие с кувалдами, гайковертами и газовыми резаками. Процесс, состоящий из 11 технологических операций, начинается с осмотра, составления калькуляции и технологической карты. Потом машиной займутся «саперы» - в ней хватает штатной пиротехники, расположенной в соответствии с чертежами в эйрбегах и преднатяжителях ремней безопасности. Если начать разборку без предварительного обезвреживания этих пиропатронов, может случиться беда. Поэтому специалисты производят контролируемый подрыв зарядов, при этом «пороховой» дым обязательно отсасывается в вытяжку, фильтруется и только потом выбрасывается в атмосферу.

Следующий этап - слив жидкостей. Это, между прочим, совсем не так просто. Кое-где, конечно, достаточно открутить пробку, а вот с амортизаторами как? Да-да, и их тоже разберут и бережно соберут масло.

Теперь настала очередь наиболее экологически вредных компонентов. К ним относят аккумуляторы, балансировочные грузики (до недавней поры свинцовые), галогенные лампочки и т. п. Вклеенные стекла вырежут по периметру специнструментом, снимут обивочные материалы и заботливо их рассортируют по видам будущего вторсырья (вот зачем нужна на каждый автомобиль технологическая карта утилизации).

Наконец, мощный манипулятор вырвет силовой агрегат, и в самом конце процесса от выпускной системы отделят содержащий драгметаллы нейтрализатор. Прощай, железный конь! Нет, до свидания! Потому что вскоре ты возродишься в новом обличье и станешь еще более резвым и технически продвинутым.

Описанный выше процесс делает жизненный цикл современного автомобиля практически замкнутым. Однако производителям хотелось бы еще больше сократить этот цикл за счет уменьшения периода эксплуатации авто. Заодно неплохо было бы, чтобы машина попадала именно в центры RDZ, а не на вторичный рынок, отбивая покупателей у автосалонов. Может быть, только поэтому, а может, и кризис помог, но в правительствах ряда европейских стран уже активно обсуждают вопрос: а не платить ли владельцу, сдавшему автомобиль на утилизацию, некий бонус? И суммы при этом называются вполне солидные, около 3000 евро. Неплохой аванс на покупку новой машины, которая на самом деле на 90% будет «старой».

Алексей Воробьев-Обухов

Иллюзия волшебства

Лондонский вокзал King"s Cross. Каждый, кто прочел хотя бы одну книгу Джоан Роулинг, знает, что именно здесь начался путь в Школу чародейства и волшебства юного Гарри Поттера. На многолюдной станции даже имеется соответствующий памятный знак «Платформа 9 3 /4» с багажной тележкой, наполовину въехавшей в глухую стену. Возле нее фотографируются почитатели сказочного героя. Многие из них сами мечтают стать волшебниками. А кое-кто и предпринимает для этого конкретные шаги.

По странному совпадению лондонская «школа волшебников» расположена в неприметном кривом переулке как раз возле вокзала King"s Cross. Серое здание снаружи почти ничем не отличается от соседних. Только приглядевшись, можно заметить, что вместо стандартной таблички с названием учреждения на нем загадочно поблескивает металлический круг со знаками Зодиака. В этом доме располагается одна из известнейших в мире организаций фокусников: «Магический круг» (The Magic Circle).

В четыре часа дня в холле с маленьким буфетом еще пусто. Только пожилой человек в очках неспешно прихлебывает красное вино. Бобби Бернард состоит в «Магическом круге» с 1953 года и охотно беседует со мной, сетуя на то, что говорит только по-английски, хотя его отец, шивший костюмы для балетов Дягилева, с легкостью объяснялся на восьми языках. Но вот фотографироваться в здании Бобби отказывается наотрез: без разрешения президента клуба? Невозможно. Таковы правила, а в «Круге» их лучше не нарушать. Плохо кончится.

Постепенно холл заполняется людьми. Появляется руководство: директор по связям с общественностью Джек Делвин, главный редактор журнала «Секреты» Мэнди Дэвис с мужем, ответственным секретарем «Магического круга» Робом Коксом. Тут же выясняется, что Кокс не заплатил за парковку, а это грозит неприятными последствиями. «Кто-нибудь, дайте мне хоть полфунта! Меня же оштрафуют!» - зычно кричит он.

А еще фокусник называется! - ворчит Джек.

Иллюзионист без монет - сапожник без сапог! C этими словами он достает монетку из моего носа и кидает Робу. Эффектное начало экскурсии, ничего не скажешь.

Идеи летают в воздухе

Летом 1905 года 23 фокусника собрались в лондонском ресторане Pinoli"s, с тем чтобы организовать свой клуб. Так появился The Magic Circle. Его президентом стал знаменитый в то время иллюзионист Дэвид Девант. А в 1906 году вышел первый номер «Магического циркуляра», на обложке которого уже красовалась эмблема клуба: круг со знаками Зодиака и латинский девиз: Indocilis Privata Loqui, который сами члены переводят как «Не могу раскрыть секрет» или «Лучше помалкивай!» Журнал предназначался строго для внутреннего пользования, а лозунг довольно точно отражал одну из целей клуба: обмен иллюзионистскими секретами среди своих и в то же время контроль за нераспространением их вовне. И сейчас порядки тут по-прежнему довольно строгие. Вход посторонним без приглашения категорически запрещен, а в случае утечки информации нарушители безжалостно лишаются членства. Иммунитета нет ни у кого: первым был исключен в 1909 году сам президент Девант - за то, что опубликовал описание фокуса в издании для широкой публики. А в 2004 году, незадолго до столетия «Круга», сразу несколько членов подверглись такому же наказанию, выступив в телепрограмме «Секреты магии», разоблачающей тайны трюков.