Второзаконие. Второзаконие Второзаконие 6 глава

После того, как народ выслушал повторение десяти заповедей и разошелся по шатрам своим, Моисей, как помним из Второз.5:30-33 должен был остаться для дальнейшего общения с Богом. Моисей выслушивал повеления, необходимые для повторения обществу Израилеву, и передавал их.
О тныне будет ли Израиль процветать или на нём исполнятся все проклятья Бога - зависит от того, будет Израиль исполнять нижеперечисленные заповеди или нет.
Начиная с 6й главы, народу даётся перечень постановлений, регламентирующих религиозные, правовые отношения и быт Израиля в земле их проживания.
Открывают этот перечень наставления, касающиеся личной преданности Господу каждого человека в отдельности.

6:1-3 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед.
Бог заинтересован в благополучии и процветании Израиля в земле обетованной, поэтому разъясняет, зачем им следует бояться нарушать Его повеления:
страх пред Богом мог удержать народ Бога в рамках того образа жизни, который ведёт к процветанию народа и страны в целом.
Если эти заповеди будут неукоснительно исполняться из рода в род всеми грядущими поколениями – государство Израиля просуществует долгое время (в сущности, процветание этого государства будет длиться ровно столько, сколько Израиль будет послушен своему Богу)

6:4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един 0259 есть;
Израиль должен всегда помнить о том, что истинный Бог - это их Бог, и в количественной характеристике - Он один.
Это же слово с номером 0259 упоминается в текстах, где сообщается об одном дне, об одной реке, об одном ребре (Быт.1:5, 2:11; 2:21).
Это же слово упоминается в сообщении Быт 2:24, где Адам и Ева –две разные личности - названы одной 0259 плотью не потому, что в буквальном смысле они одна личность. Но потому, что Ева произошла от Адама, ибо "сделана из его ребра", и вместе они составляют одно целое в плане общности интересов, устремлений и т.д.
То же относится и к сообщению от
Ин.10:30: Иисус Христос и Бог – это одно.
Оно не означает, что Иисус Христос и Его Отец - одна Личность. Но, как в случае с Адамом и Евой – это две отдельные личности Отца и сына, «сделанного» из недр Отца, говоря образным языком - из
«ребра» (Ин.1:18). Вместе эти две разные Личности составляют одно целое в плане общности интересов, устремлений и т.д.

6:5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Исполнять заповеди Бога из любви к Нему – более надёжный гарант длительного послушания по сравнению со страхом (угрозой наказания за непослушание). Послушание страхом может закончиться, как только угроза исчезает. Поэтому на страхе долговечные отношения построить невозможно.
А послушание из любви к Всевышнему может длиться вечность.

Потому Бог и желает Своему народу научиться любить Его всем своим существом: в этом случае жизнь по Его законам будет приносить радость и удовольствие во все дни жизни их.

Послушание в страхе – это первый этап сближения с Богом, когда у них только лишь начинают устанавливаться отношения Начальствующего и подчинённых. Любовь же вносит в их отношения совсем другую окраску: в любви взаимоотношения Бога и Израиля могут стать отношениями Отца и детей, то есть, их духовная связь будет настолько тесной, что Израилю совсем несложно будет слушаться Отца своего.

6:6,7 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая
;
Бог подчёркивает важность воспитания детей в наставлении Божием: от правильного воспитания детей родителями (никем иным) зависит благополучие всего народа во всех поколениях.
Поскольку начало общества и его будущее - это дети, очень важно воспитыватьих в согласии с законами Создателя. Воспитание детей не должно быть эпизодическим: постоянные беседы и наставления в течение всего дня в различных житейских ситуациях могут служить гарантией тому, что дети полюбят жизненный путь, учреждённый Всевышним для них. В результате родителям будет обеспечена спокойная старость (Притчи22:6,29:17)

6:8,9 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих
.
Прежде, чем начать передавать любовь к Богу детям – родители сначала должны иметь её в своём сердце сами: невозможно передать то, чего нет (Еккл.1:15 б)
Заповеди Бога должны быть постоянным путеводителем в жизни родителей (повязкою на руках, над их глазами, дверями, воротами дома), они должны храниться в их сердцах (текст 6) Только в этом случае можно ожидать, что и дети смогут перенять любовь родителей к Богу и станут подражать родителям в послушании Ему.

6:10,11 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными [из камня], которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
Бог сообщает о том, что ведёт Свой народ в землю, полностью подготовленную бывшими её обитателями для их жительства. Им самим не пришлось тяжким трудом застраивать города, копать колодцы для воды и насаждать виноградники. Израильтяне пришли на всё готовое, не затратив собственных усилий даже на то, чтобы скопить себе благосостояние: всё это за них и для них сделал Всевышний, воспользовавшись «руками» изгоняемых народов (Иисус Навин повторил впоследствии эту мысль, 24:12,13)

Библия сообщает о том, что грешнику– нечестивому в глазах Бога человеку- Он даёт заботу собирать и копить добро для того, чтобы впоследствии оно досталось праведнику, который не занимается накопительством и обустройством в этой системе вещей, ибо ему некогда этим заниматься (Еккл.2:26)
Пример Израиля – как раз этот случай: им досталось всё, что смогли создать и накопить для своего благополучия народы Ханаана.

6:12 тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства
Сообщая о том, что Израиль получит множество благ в земле обетованной, не трудившись над ними – Бог предупреждает и о том, что благополучие и процветание, полученные даром и в изобилии, таят в себе опасность:
человек, достигший их, склонен пресыщаться и со временем забывать о том, откуда это изобилие (Прит. 30:7-9). В итоге пресыщенные забывают и о Боге.

Иисус Христос, предлагая в качестве образца молитву «Отче наш» не случайно обратил внимание на то, чтобы просить у Бога хлеб на каждый день, а не изобилие в закрома (Мтф.6:11):
такой подход к быту исключает пресыщение изобилием и потому помогает всё время держать свой взор на Боге, никогда не допускающем своих служителей до крайней нищеты (Пс.36:25)

6:13-15 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
Когда израильтяне станут процветать – им тем более надо будет блюсти в сердцах своих страх Божий и служить Ему. Повеление клясться именем Господа здесь дается в подтверждение наказа бояться Его , потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.

А если они забудут Бога, легко смогут последовать за другими «богами», потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе.
Неверность же навлечет на них осуждение, ведь Господь… есть Бог ревнитель Это значит, что, как ревнивый муж охраняет жену – так и Бог ревниво охраняет Свою собственность (то, что по договору принадлежит лишь Ему одному)
Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже иногда понимаемые как "ревность" (из ком. учёных Даласской семинарии)

6:16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
Бог показал ещё одно предостережение: в новой земле им стоит помнить о событиях в Массе, когда Израиль, столкнувшись с испытанием из-за нехватки воды (Исх. 17:1-7), провоцировал негодование Бога своим недоверием Ему (совершил грех искушения Бога):
вместо того, чтобы довериться Богу и обратиться к Нему за помощью, они стали роптать на Него в лице Моисея и обвинять в своих трудностях.
Терпение Бога не безгранично, не следует испытывать Его провокациями разного рода, ропотом и раздорами между собой: хотя Он и долготерпелив, но может и разгневаться на неблагодарный и похотливый народ.

6:17-19 Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе;
18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
Весь Израиль должен знать: если они будут соблюдать все Его заповеди, то Бог не только поможет им овладеть землёй, где течёт молоко и мёд, и прогнать все враждебные народы, - но и обеспечит их процветание, как и обещал их отцам.

6:20-24 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: "что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?"
21 то скажи сыну твоему: "рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою;
22 и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;
23 а нас вывел оттуда чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим [дать нам];
24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь;
Бог указывает здесь на любознательность детей, помогающую родителям рассказывать историю Израиля при помощи ответов на вопросы детей.
В воспитательных целях история взаимоотношений Бога с Израилем должна была начинаться от обещания земли обетованной Аврааму, попадания в Египетское рабство и вывода оттуда в землю обетованную.

Все поколения детей Израиля должны были бы передавать эту историю из уст в уста своим детям, объясняя, почему они должны исполнять заповеди Бога и жить не так, как живут все остальные народы, отличаясь от них по интересам, целям, религии и образу жизни. Смысл исполнения всех заповедей Господа и послушания Ему сводился к основной мысли: дабы хорошо было Израилю во все дни. То есть, Бог заботился о благополучии Израиля, ибо это было в Его интересах: Он желает, чтобы люди под Его правлением были счастливы, и на примере жизни Израиля желал это показать всем остальным народам Земли.

6:25 и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".
Эта заповедь показывает, как Бог учитывает немощь потомков Адама: Он не требует от них исполнения всех Его заповедей в совершенстве и не ожидает, что они смогут в абсолюте Его слушаться.
Но показывает им, что будет считать их праведными уже потому, если они хотя бы будут стараться исполнять все Его заповеди (Пс.77:39; 129:3)
И в этом видим любовь, великодушие, и незаслуженную доброту Бога к Своему народу, избранному из грешных потомков Адама.

В этой главе Моисей продолжает призывать Израиль твердо держаться своей религии в Ханаане. Содержание главы схоже с гл.4.

I. Его вступление убеждает быть послушными (1-3).

II. Он излагает великие принципы послушания. Первая истина, которой нужно верить: Бог един есть (ст. 4). Первая обязанность, которую мы должны исполнять, – любить Его всем сердцем (ст. 5).

III. Он предписывает средства для поддержания религии (ст. 6-9).

IV. Он предостерегает их от того, что может разрушить религию - злоупотребление изобилием (ст. 10-12), склонность к идолопоклонству (ст. 14,15), – и дает некоторые основные заповеди (ст. 13,16-18).

V. Он предписывает, какие наставления давать детям (ст. 20 и далее).

Стихи 1-3 . В этих стихах обратите внимание, (1) что Моисей учил народ лишь тому, чему Бог велел ему учить их (ст. 1). Подобным образом служители Христа должны учить свои церкви всему, что Он повелел – ни больше ни меньше (Мат 28:20).

(2) Что цель данного учения заключается в том, чтобы они могли поступать так, как научены (ст. 1), чтобы могли соблюдать все заповеди Его (ст. 2) и исполнять их (ст. 3). Хорошие наставления родителей и служителей лишь усугубят наше осуждение, если мы не будем жить соответственно им.

(3) Что Моисей усердно старается привить им любовь к Богу и благочестию, чтобы сейчас, войдя в Ханаан, они были подготовлены к утешениям этой земли и вооружены против сетей, расставляемых ею, чтобы сейчас, собираясь выступить в этот мир, они хорошо начали свой путь.

(4) Что страх Божий в сердце будет самой могущественной силой, побуждающей к послушанию: «Дабы ты боялся Господа, Бога твоего и соблюдал все Его постановления» (ст. 2).

(5) Лучше всего, когда религия передается от одного поколения другому в семье или в стране: очень желательно, чтобы не только мы, но и наши дети и дети наших детей боялись Господа.

(6) Религия и праведность продвигают и способствуют процветанию любого народа. Бойся Бога – и все хорошо будет у тебя. Если те, кто хорошо наставлен, будут поступать так, как наставлены, то будут хорошо питаться, как Израиль в земле, где течет молоко и мед (ст. 3).

Стихи 4-16 . В этих стихах:

I. Подводится краткий итог религии, включающий первые принципы веры и послушания (ст. 4,5). Эти два стиха евреи считают самыми избранными отрывками всего Писания; они писали их на своих филактериях и считали себя не только обязанными произносить их дважды в день, но и счастливыми, имея обязанность слышать среди своих соотечественников: «Благословенны мы, кто каждое утро и вечер говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Но еще более благословенны мы, если должным образом размышляем и применяем:

1. То, чему мы наставлены о Боге: верить, что Господь, Бог наш, един есть.

(1) Что Бог, которому мы служим, есть Господь – Личность безграничная, вечная и совершенная, самосуществующая и самодостаточная.

(2) Что Он есть единственный живой и истинный Бог; только Он есть единственный Бог. Твердая вера в эту самодостаточную истину может эффективно вооружить против идолопоклонства, которое строится на фундаментальной ошибке, утверждающей, что существует много богов. Бесспорно, что существует один Бог и нет иного, кроме Его (Мар 12:32). Поэтому давайте не иметь других богов и не желать их. Некоторые считают, что здесь четко говорится о трех Личностях, объединенных в Троице, ибо трижды упоминается имя Бога, тем не менее каждый раз возвещается, что Он един. Блаженны те, кто имеет единственного Господа своим Богом, ибо они имеют лишь одного господина, которому нужно угождать, и одного Даятеля, которого нужно искать. Лучше иметь один источник, чем тысячу бочек, одного вседостаточного Бога, чем тысячу недостаточных богов.

2. То, чему нас учили о долге, которого Бог требует от человека. Все, что требуется от нас, содержится в основном принципе: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим». Моисей взял на себя обязанность (ст. 2) научить их бояться Бога; и, стремясь исполнить ее, в этих стихах он учит израильтян любить Его, ибо чем сильнее мы любим Бога, тем больше будем благоговеть перед Ним: сын, почитающий своих родителей, несомненно, любит их. Издавал ли какой-либо царь закон, чтобы подчиненные любили его? Тем не менее именно настолько снизошла божественная благодать, что сделала первой и самой главной заповедью закона Божьего повеление, чтобы мы любили Его и исполняли все остальные составляющие своего долга из любви к Нему. Сын мой! отдай сердце твое мне… Мы должны высоко ценить Его, быть довольны, что есть такая Личность, быть довольны Его характерными чертами и близостью к нам; к Нему должна быть направлена наша любовь и восхищение, мы должны уповать на Него и полностью посвятить себя Ему. Мы должны испытывать удовольствие, постоянно думая о Нем, слыша Его, разговаривая с Ним и служа Ему. Мы должны любить Его (1) как Господа, как наилучшее из всех существ, самое превосходное и дружелюбное само по себе.

(2) Как нашего Бога, состоящего в завете с нами, нашего Отца, самого доброго и щедрого друга и покровителя. Нам также велено любить Бога всем сердцем своим, всей душой и всей крепостью; то есть мы должны любить Его искренно: не только на словах или языком, говоря, что любим Его, в то время как сердце далеко от Него, а любить Его в душе истинной любовью, находя в Нем утешение.

Сильно; наше сердце должно стремиться к Нему, наполненное великим восхищением и рвением. Исходя из этого, некоторые делают вывод, что следует избегать говорить (как часто мы делаем), что будем делать то или иное от всего сердца, ибо мы не должны делать ничего всем сердцем, а только любить Бога, и используемая фраза, которая касается этого святого огня, не должна становиться греховной. Тому, кто является для нас всем, должно принадлежать все, что мы имеем; никому, а лишь Ему одному.

Сверхъестественной любовью; мы должны любить Бога превыше всех других творений и не любить никого, кроме Него; любить лишь ради Него и подчиняясь Ему.

Разумной любовью, ибо именно так говорит Писание (Мар 12:33). Чтобы любить Его всем сердцем и всем умом, мы должны знать Его, а следовательно должны любить Его как те, у кого есть хорошее основание, чтобы любить Его.

Цельной любовью. Бог един, и поэтому наши сердца должны объединиться в этой любви, и единый поток нашей любви должен течь по направлению к Нему. О, если бы любовь Бога могла излиться в наши сердца!

II. Предписываются средства для сохранения и поддержания религии в наших сердцах и семьях, чтобы она не ослабевала и не угасала. Вот они:

(1) размышления: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (ст. 6). Хотя сами по себе слова без материального воплощения не сделают нам ничего хорошего, тем не менее мы можем потерять материальное воплощение, если пренебрежем словами, с помощью которых обычно божественный свет и сила передаются сердцу. Божьи слова должны храниться в нашем сердце, а наши мысли должны каждый день обращаться к ним и быть заняты ими, тем самым вся душа сможет пребывать и действовать под их влиянием и впечатлением. Эти слова следуют сразу после закона, повелевающего любить Бога всем сердцем, ибо поступающие так будут хранить Его слова в своих сердцах как доказательство и результат любви, а также как средство, чтобы сохранить и усилить ее. Любящий Бога любит Его Библию.

(2) Религиозное образование детей (ст. 7): «Внушай их детям твоим; передавая свои знания, ты будешь способствовать их возрастанию». Любящие Бога должны делать все возможное, чтобы зародить в своих детях любовь к Нему и тем самым сохранить религию в своей семье и не дать ей угаснуть. Некоторые читают: «Настойчиво насаждай их детям твоим; часто повторяй им эти истины, испытывай различные способы, чтобы внушения проникли им в сердце так же, как при заточке ножа ты обрабатываешь вначале одну сторону, а потом – другую». Будь осторожен и точен, обучая детей; стремись, как при заточке, сделать их острыми и обработать кромку. Внушай их не только детям, рожденным от тебя (говорят евреи), но и всем, кто находится на твоем попечении и подчиняется тебе». В данном месте епископ Патрик обращает внимание, что Моисей считал закон настолько простым и легким, что каждый отец мог наставить в нем своего сына, а каждая мать – свою дочь. Подобным образом все хорошее, переданное нам, мы должны осторожно передавать тем, кто придет после нас, чтобы оно сохранилось.

(3) Благочестивый разговор. «Ты должен говорить об этих истинах с должным благоговением и торжественностью, ибо тогда это принесет пользу не только твоим детям, но и другим, пребывающим в твоем доме: твоим друзьям и компаньонам. Говори о них, когда трудишься в своем доме, когда кушаешь, отдыхаешь, принимаешь гостей, когда прогуливаешься по дороге, общаешься, путешествуешь, когда ночью готовишься к отдыху и ложишься спать, когда утром пробуждаешься и вновь возвращаешься к своей семье. Используй любую возможность, чтобы поговорить с окружающими о божественных истинах: не о нераскрытых тайнах или вопросах сомнительной репутации, а о простых истинах и законах Божьих и о том, что содействует нашему миру». Слава святынь, став предметом близкого разговора, не уменьшится, поэтому нам настоятельно советуется говорить о них, ибо, чем больше мы говорим о них, тем больше восхищаемся ими, и благодаря этому можем стать инструментом, передающим божественный свет и тепло.

(4) Частое чтение слова: «Да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего» (ст. 8,9). Возможно, в то время существовало мало переписанных копий закона в полном объеме, и он зачитывался народу лишь во время праздника кущей; поэтому Бог повелел им хотя бы в настоящее время написать некоторые избранные фразы закона, самые значительные и понятные, на стенах или на свитках пергамента, чтобы носить на запястьях. Некоторые считают, что подобным образом среди евреев были широко распространены филактерии. Христос обвинял фарисеев не в том, что они носили их, а в том, что делали их шире, чем другие (Мат 23:5). Но когда Библии более распространились среди народа, то ношение их стало менее целесообразным. Первые реформаторы английской Церкви благоразумно и благочестиво позаботились, чтобы в то время, когда Библии были в ограниченном количестве, некоторые избранные места Писания были написаны на стенах церквей, чтобы люди могли ознакомиться с ними. Тем самым они следовали данному в этих стихах повелению, которое, казалось бы, по своей букве касалось только евреев, но его смысл касается и нас: мы должны прилагать все возможные усилия, чтобы лучше знать слово Божье, чтобы оно было готово для нас в любой ситуации, удерживая от греха, направляя и побуждая исполнять наш долг. Они должны быть похожи на то, что начертано на дланях наших, которые всегда находятся перед глазами (см. Прит 7:1-3). Эти слова также подразумевают, что мы никогда не должны стыдиться своей религии и признавать, что подчиняемся ее контролю и руководству. Пусть эти слова будут написаны на ваших воротах, и пусть каждый, проходящий мимо, прочитает, что мы веруем в то, что Господь Бог един есть, и что считаем себя обязанными любить Его всем сердцем своим.

III. Дается предостережение, чтобы они не забывали Бога, когда будут процветать и иметь изобилие (ст. 10-12). В этих стихах (1) Моисей подтверждает, что Бог милостив к ним, что Он приведет их в добрую землю, которую обещал (ст. 10). Они больше не будут жить в палатках, как пастухи и бедные путники, а поселятся в больших и добротных городах; они не будут больше блуждать по бесплодной пустыне, а насладятся жизнью в хорошо обустроенных домах с хорошо посажеными садами (ст. 11);

все это они получат без каких-либо усилий и затрат со своей стороны, на чем в этих стихах он особенно настаивает. Они «получат города, которых не строили, с домами, которых не наполняли и т.д.», оба эти фактора делают милость более ценной, ибо они получат все это даром, но в то же время, если они должным образом не поразмыслят об этом, то будут меньше ценить ее, ибо мы склонны особо высоко ценить то, за что пришлось дорого заплатить. Если дар достается легко, то люди становятся самонадеянными и забывают даятеля.

(2) Моисей призывает их быть бдительными к своим порочным сердцам: «Тогда берегись, чтобы не стать самонадеянным и слабым, чтобы не забыл ты Господа» (ст. 12). Отметьте:

Когда мы процветаем, то подвергаемся опасности забыть Бога, забыть, что зависим от Него, нуждаемся в Нем и имеем обязанности перед Ним. Когда мир улыбается нам, то мы склонны угождать ему, считать, что в нем заключается наше счастье; так постепенно мы забываем Того, кто является нашей единственной частью и покоем. Агур молится, чтобы преодолеть это искушение (Прит 30:9): «…дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя».

Поэтому в такое время мы должны быть особо осторожны и бдительны к собственным сердцам. «Тогда берегись; остерегайся этой опасности, будь бдителен. Навяжи слова Божьи в знак на руку твою, чтобы это не дало тебе забыть Бога. Когда поселишься в Ханаане, не забывай свое избавление из Египта, а смотри на скалу, из которой ты был высечен. Когда в конце жизни ты разбогатеешь, то вспомни, каким незначительным ты был вначале».

IV. Здесь даются некоторые заповеди и запреты, влекущие важные последствия.

1. Во всех ситуациях они должны чтить Бога (ст. 13): «Господа бойся и Ему одному служи (ибо если Он – Господин, то мы должны почитать Его и исполнять Его работу);

Его именем клянись, то есть в любой ситуации они должны взывать лишь к Нему одному, как к Судье, различающем истину, и Мстителю за обиженных. Клянись лишь Им одним, а не каким-нибудь идолом или другим творением. Клянись Его именем, заключая договоры и соглашения с другими странами, не старайся угодить им, клянясь их богами. Когда мы клянемся Его именем, то тем самым открыто исповедуем Его имя. Слова «Мною будет клясться всякий язык» (Ис 45:23) истолковываются в Послании к Римлянам 14:11: «всякий язык будет исповедовать Бога».

2. Они не должны ни в коем случае почитать иных богов (ст. 14): «Не последуйте иным богам»; то есть вы не должны служить или поклоняться им, ибо в таком случае собьетесь с пути, начнете распутничать и оставите истинного Бога, который есть ревнитель (ст. 15);

образованный епископ Патрик (ссылаясь на Маимонида) обращает внимание, что слова гнев, ярость, ревность или негодование в качестве характеристик Бога мы не находим в законе или пророках, а лишь в ситуациях, касающихся идолопоклонства.

3. Они должны остерегаться, чтобы не оказать непочтения Богу, искушая Его (ст. 16): «Не искушайте Господа, Бога вашего, то есть даже в крайней необходимости вы не должны разуверяться в силе Бога, Его присутствии и провидении, как и не должны спорить с Ним»; и если они будут потакать порочному неверующему сердцу, то у них появится возможность сделать это в Ханаане так же, как и в пустыне. Никакое изменение условий не излечит человека от ропота и раздражительности. Наш Спаситель использует это предостережение как ответ на одно из искушений сатаны, применяя его к себе (Мат 4:7): «Не искушай Господа Бога твоего», то ли разуверившись в Его силе и милости, пока идем путем долга, то ли злоупотребляя ими, когда сворачиваем с этого пути.

Стихи 17-25 . Здесь:

I. Моисей призывает израильтян хранить заповеди Господа: «Твердо храните заповеди Господа» (ст. 17-19). Отметьте: необходимо прилагать особые усилия, чтобы поддерживать религию в своем сердце и жизни в полной силе. Небрежность погубит нас; мы не сможем спастись без усердия. Чтобы побудить к нему, в этих стихах Моисей показывает, (1) что это будет угодно Богу, ибо это справедливое и доброе пред очами Господа; а справедливое и доброе несомненно является таковым пред очами Бога. Если мы считаем благоволение Бога своим блаженством, а закон сотворения – своим правилом, то будем религиозны.

(2) Что это будет очень полезно и выгодно для них самих. Это поможет им сохранить владения в земле Ханаанской, будет способствовать их процветанию и поможет одерживать постоянные победы над всеми, кто будет стоять на их пути.

Вкратце: «Поступай хорошо – и будет тебе хорошо».

II. Он призывает их учить своих детей заповедям Божьим не только для того, чтобы они в свои юные годы осознанно и чувственно присоединились к их служению, но чтобы и в последующие годы они сохранили религию и смогли передать ее тем, кто придет после них.

1. Здесь приводится вопрос, который могут задать дети (ст. 20): «Что значат сии уставы и постановления?» Что означают праздники, которые мы соблюдаем, приносимые нами жертвы и многие особые обычаи, которых мы придерживаемся?» Обратите внимание:

(1) все божественные постановления имеют определенное значение и были учреждены для определенной цели.

(2) Мы должны стараться знать и понимать их значение, чтобы совершать разумное служение и не приносить в жертву слепое.

(3) Хорошо, если дети своевременно спрашивают об истинном значении и цели религиозных постановлений, которым их обучают. Если ребенок проявляет интерес к божественным истинам, то это добрый знак того, что он задумывается о них, и хорошее средство поближе ознакомить его с ними. Тогда мы познаем, если будем стремиться познать.

2. На этот хороший вопрос приводится полный ответ, который должен прозвучать из родительских уст. Родители и учителя должны наставлять тех, кто находится на их попечении, даже в том случае, если они не спрашивают, более того, если они неохотно воспринимают учение. Тем более они должны быть готовы ответить на вопросы и дать наставления тем, кто желает их узнать, ибо есть надежда, что задающий вопрос хочет получить на него ответ. Спрашивают ли дети значение законов Божьих? Скажите им, что их нужно соблюдать (1) из благодарности в память о прежних милостях Бога, проявленных к ним, особенно за их избавление из египетского рабства (ст. 21-23). Детям нужно часто рассказывать о бедственном положении их предков, когда они были рабами в Египте, о том, что Бог спас их и вывел оттуда, а дав им особые уставы, Он хотел сохранить память о чудесах, с помощью которых они сформировались в особый народ.

(2) Как предписанное условие для получения дальнейших милостей (ст. 24): «Заповедал нам Господь исполнять все постановления сии… дабы хорошо было нам». Отметьте: Бог повелевает нам лишь то, что будет нам во благо. Мы не только обязаны быть религиозными, но это выгодно для нас.

В этом наша жизнь: «…дабы сохранить нашу жизнь», что является великим благоволением; это больше, чем мы можем надеяться, размышляя о том, как часто сами лишаем себя жизни. Благочестию сопутствует обетование о продолжительной и благополучной жизни, которая сейчас в той степени благополучна, как наши старания ради славы Божьей.

Тогда мы будем праведны. Если бы мы могли совершенно исполнить хотя бы одну заповедь, повелевающую любить Бога всем сердцем, всей душой и всей крепостью своей, и могли сказать: «Мы никогда не поступали по-другому», то были бы праведны настолько, что это дало бы нам право обладать привилегиями завета невинности. Если бы мы постоянно делали все, что написано в книге закона, то закон мог бы оправдать нас. Но мы не можем достичь этого, и поэтому наше искреннее послушание будет принято через Посредника и мы будем названы, как Ной, праведными пред Богом (Быт 7:1; Лук 1:6 и 1Иоан 3:7). Халдеи читают так: «Если мы будем соблюдать эти заповеди, то получим награду», ибо, несомненно, соблюдающих Божьи постановления ожидает великая награда.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;
2. дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3. Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед.
4. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5. и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
6. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем;
7. и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая;
8. и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9. и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10. Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11. и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
12. тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской , из дома рабства.
13. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.
14. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15. ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
16. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
17. Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе;
18. и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19. и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
20. Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»
21. То скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою,
22. и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;
23. а нас вывел оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим дать нам;
24. и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь;
25. и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».

I. ПОВЕЛЕНИЕ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА (ГЛ. 6)

а. Обещание благословений за послушание (6:1-3)

Втор. 6:1 . Законоположения, изложенные в главах 6-11, можно рассматривать как одно великое повеление, а именно - любить "Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами" (6:5). Иначе говоря, послушание со стороны израильтян должно было свидетельствовать, что они любят Бога. Тот же принцип провозгласил Иисус для христиан (сравните Иоан. 14:21).

Втор. 6:2-3 . Закон был составлен так, чтобы дать израильтянам возможность слушаться Господа и выражать Ему свое благоговение ("бояться" Его; (сравните толкование на 4:10) в повседневных своих делах и поведении. (Необходимость повиноваться Богу неоднократно подчеркивается во Второзаконии.) Боясь Его и слушаясь, они станут процветать (толкование на слова чтобы тебе хорошо было в 4:40) и долго проживут в своей новой земле (сравните 4:10; 5:33), где течет молоко и мед (толкование на Исх. 3:8).

б. Повеление и его значение (6:4-9)

Втор. 6:4 . Этот стих получил название Шма - от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Иегова) является единственным в своем роде, и уникальность Его - абсолютна. Только Он есть Бог. Вот почему израильтяне могли жить с чувством безопасности, совершенно недоступным окружавшим их народам, которые исповедывали многобожие. "Боги" Ближнего Востока редко пребывали в гармонии между собой. Каждый из них был капризен и непредсказуем в своем поведении.

Так что язычник никогда не мог быть уверен, что его лояльность по отношению к одному богу защитит его от капризной ярости другого. Что же касается израильтян, то их монотеистическая доктрина приносила им избавление от этой неуверенности - ведь они имели дело только с одним Богом, Который обращался с ними, исходя из последовательных и справедливых установлений, которые Он дал им. Это исповедание единобожия не противоречит библейской доктрине о Троице.

Бог для евреев является понятием "множественным" (элохим; возможно, именно Троица здесь и подразумевается) и вместе "единым" (эхад), подразумевающим "одно" в смысле единства Личностей в Божестве (сравните Быт. 2:24; в отношении Адама и Евы в русской Библии говорится, что они "одна плоть"; слову "одна" в еврейском тексте соответствует то же слово, которое употреблено для выражения единства Божества).

Втор. 6:5 . Любить Господа значит желать близких взаимоотношений с Ним и слушаться Его повелений. Данное повеление - любить Его - часто встречается во Второзаконии (стих 5; 7:9; 10:12; 11:1,13,22; 13:3; 19:9; 30:6,16,20). Любовь эта должна была быть от всего сердца (всем сердцем твоим) и должна была наполнять собой все существование израильтянина, сказываться в каждом аспекте его существования (всею душею твоею, и всеми силами твоими).

Втор. 6:6-9 . Божиему народу следовало размышлять над Его повелениями, держать их в сердцах своих. Это способствовало бы пониманию евреями Закона и правильному применению его в жизни. Далее. На родителей возлагалась ответственность внушать Божии повеления и детям своим, доносить их до их сердец. Нравственное воспитание детей, воспитание их по законам Библии, давало лучшие результаты не при формальном обучении изо дня в день, а когда по инициативе родителей, свободных от тревоги как за собственную жизнь, так и за жизнь своих детей, Бог и слово Его становились естественной темой беседы в любом месте и в любое время (стих 7).

Что касается того, чтобы "навязать" эти установления и "написать" их, то некоторыми евреями они были впоследствии поняты буквально. Между тем, их скорее следовало понимать символически - как подчеркнутую необходимость изучать Закон (сравните Исх. 13:9,16).

в. Предостережения в связи с перспективой преуспевания в будущем (6:10-19)

Втор. 6:10-12 . В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспевание "внезапно и вдруг". Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (сравните Прит. 30:7-9). Именно на вершине своего преуспевания совершил царь Давид величайшее из своих прегрешений (2-Цар. 11).

Втор. 6:13-19 . Когда израильтяне станут процветать, тем более надо им будет блюсти в сердцах своих страх Божий (толкование на 4:10) и служить Ему, говорится в этих стихах. Повеление клясться именем… Господа здесь дается в подтверждение приказания бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.

А если они забудут Бога (стих 12), то почти наверняка последуют за другими богами, потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе. Неверность же навлечет на них осуждение - ведь Господь… есть Бог ревнитель (сравните 4:24; 5:9; 32:16,21). Это значит, что Он ревниво охраняет то, что принадлежит Ему одному. Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже понимаемые как "ревность".

Моисей предвидел и другой грех, в который израильтяне, возможно, впадут в новой земле, - грех искушения Господа (6:16). Он ведь понимал, что время от времени народ будет сталкиваться с трудностями, как это было, к примеру, в Массе (сравните Исх. 17:1-7), где им нехватало воды, и они стали думать, что погибнут от жажды. Вместо того, чтобы довериться при этом испытании Богу, они стали искушать Его жалобами и раздорами между собой.

В будущем израильтянам следует помнить об этом случае, вызвавшем среди них замешательство. Им надо знать, что если они будут соблюдать Его заповеди… уставы Его и постановления (сравните Втор. 4:45; 6:1,20) и делать справедливое и доброе пред очами Его, тогда, несмотря ни на какие трудности, с которыми им, может быть, придется встретиться, им будет хорошо (сравните стих 3).

г. Передача Завета последующим поколениям (6:20-25)

Втор. 6:20-25 . И снова напомнил Моисей своим слушателям, как важно соблюдать преемственность Завета, чтобы и дети их исполняли его. То, о чем говорится в данных стихах, как бы вытекает из сказанного в стихах 6-9, является параллелью и иллюстрацией к ним. Моисей прозревал в будущем дом Израилев, в котором слово Божие будет обсуждаться открыто и повседневно. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот, в ответах и объяснении, должен будет держаться определенной последоватеьности.

Первое, израильтяне были в рабстве в Египте (стих 21 а). Второе, Бог чудесным образом избавил израильтян (стих 216; сравните 4:29) и наказал египтян (6:22). Третье, все эти необычайные дела совершились во исполнение Его обещания, данного в древности патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову) - образовать в земле Ханаанской новый народ из их потомков (стих 23; сравните Быт. 15:18-21; 17:7-8; 26:3-5; 28:13-15). Четвертое, слово Свое Бог дал им в виде постановлений - так, чтобы израильтяне всегда могли процветать (сравните Втор. 5:33), повинуясь им и боясь Бога (сравните 4:10; 6:13). Где-то в начале этой главы Моисей подчеркнул, как важно родителям любить Его всем существом своим. А тут, в конце главы, он указал, что один из аспектов этой любви к Богу (а "значит" и послушания Ему) состоит во внушении такой же любви к Нему детям.