Успенский трифонов монастырь. Трифонов монастырь. Мудрость народная гласит: Земля без праведника не стоит

Итак мы начинаем экскурсию

Первые изображения Трифонова монастыря.

Трифонов монастырь в настоящее время.

Входя на территорию Трифоного монастыря,перед нами открывается изумительный вид архитектурного ансамбля Успенского собора. Он был основан в 1580 г. Преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Зимой 1580 г. в Хлынов прибыл Преподобный Трифон, обратившийся к "земским судьям, старостам, целовальникам и всему православному христианству" города с просьбой доверить ему построение монастыря за речкой Засорой на месте городского кладбища, где стояли две ветхие церквушки. Горожане, уже давно думавшие об этом, согласились и составили челобитную к царю и митрополиту от имени жителей Слободского, Хлынова, Котельнича, Орлова, Шестакова. Весной 1580 г. с челобитной Трифон отправился в Москву, где был благосклонно принят царем, благословившим его быть строителем новой хлыновской обители, пожаловал ей в дар икону Божьей Матери Одигитрии и посвятил Преподобного в сан иеромонаха.Царь Иван Грозный грамотой от 2 (12) июня 1580 г. пожаловал обители земельные владения и приказал передать ей обе кладбищенские церкви с книгами и колоколами.Сначала, в 1581 году, он поставил деревянный храм во имя Благовещения и монастырь был обнесен деревянной оградой, а в1589 - уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами. Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки - малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мудрость народная гласит: Земля без праведника не стоит

Икона Святого Трифона

Изображение Святого Трифона

Святой Трифон родился в 1546 году. В семье крестьян Подвизаемых в Архангельской губернии. В семье он был младшим сыном. До монашества его имя было Трофим. Был постриженником Пермского Песковского монастыря, знаменитым просветителем остяков и вогулов. В 1580 г. он был приглашен жителями города Хлынова, как тогда называлась Вятка, для основания монастыря. По грамоте царя Ивана Грозного преподобный Трифон основал в городе обитель во имя Успения Божией Матери. Вскоре количество иноков в обители увеличилось настолько, что материальных средств для ее содержания стало недостаточно. Поэтому преподобный Трифон был вынужден отправиться в Москву и обратиться к царю Федору Иоанновичу с просьбой о помощи. Преподобный был милостиво принят в Москве и щедро одарен благочестивым царем и другими именитыми людьми. Патриарх Иов возвел его в сан архимандрита. Возвратившись в обитель с богатыми дарами, преподобный Трифон продолжал трудиться для процветания созданной им обители вплоть до блаженной кончины в 1612 г. До него на Вятке не было ни одного монастыря. Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае. Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный... 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный». С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец.

Канонизация Святого Трифона

Икона"Трифон Вятский перед Богоматерью",1692-1695г.

Серебряная рака с мощами Святого Трифона

После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря

В 1912 г. историк К. Селивановский так описывал Успенский ансамбль: «Кто бывал в Монастыре, тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом. Монастырский двор своею чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление». Архитектурный ансамбль включает в себя:

Благовещенская церковь и колокольня.

Кельи Трифонова Монастыря.

– собор Успения Богородицы, 1698 г.;

– Никольская надвратная церковь, 1692–1695 гг.;

– церковь Трёх Святителей, 1711–1717 гг.;

– церковь Благовещения, 1728 г.;

– колокольня, 1714 г. (воссоздана в 2000 г.);

– палаты настоятеля, 1719 г.;

– корпус братских келий, 1717-1725 гг., 1742 г.;

Корпус братских келий (больничный),1764 г.;

– юго-восточная угловая башня, 1774–1775 гг.;

– монастырская пивоварня, 1759 г.;

Посетим "сердце" монастыря - главный храм Свято-Успенский кафедральный собор.

Свято-Успенский кафедральный собор.

Иконостас Свято-Успенского собора Трифонова монастыря.

Средоточие же монастыря, сердце его - собор, построенный в конце 16 столетия из дерева и освященный в честь Успения Божией Матери. Главный храм Вятского Трифонова монастыря - Свято-Успенский кафедральный собор. Он был построен в 1580 году и сначала был деревянным, а в 1689 году стал каменным,отразив в себе черты Успенского собора в Московском Кремле. Здание было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В его интерьере находится огромный пятиярусный иконостас с древними, отреставрированными в XIX в. иконами. Большинство этих икон были присланы из Москвы в дар монастырю от царя и патриарха. В соборе как реликвии хранились Евангелие, писанное по преданию самим преподобным Трифоном, его вериги и посох из черного дерева.

Никольский Надвратный храм расположен у северных границ монастыря.

Никольская надвратная церковь.

Деревянный Никольский надвратный храм был выстроен в конце XVI века московскими мастерами, наметив северную границу монастыря. Дозорная книга 1601 года повествует: «Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный.» Отмечается стилевая общность с Успенским собором, но Надвратная церковь более нарядна. Над средней частью храма был устроен зал для монастырской библиотеки. Над проезжими вратами располагались образы преподобного Трифона, со стороны двора – Архистратига Михаила. Храм фланкируется корпусами настоятельской и братской келий, что придает торжественность главному въезду в монастырь. Широкая арка подклетного этажа ведет во внутренний парадный двор монастыря.

Благовещенский храм.

Благовещенская церковь.

Благовещенский храм располагается к юго-западу от главного собора монастыря. Выстроенный за центральной площадью ансамбля, он придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками. Своеобразной формы купол, венчавший Благовещенскую церковь, перекликался с кубоватым покрытием башни у Братского корпуса и луковичными главами Успенского собора, подхватывая мягкий рисунок диагональной перспективы, открывающейся с северо-востока..

В глубине монастырской территории - Трехсвятительская церковь.

Трехсвятительная церковь..

В глубине монастырской территории, на ее южном участке, среди густой зелени деревьев, таинственно шумевших над монастырским кладбищем, белеет скромное по размерам здание Трехсвятительской церкви. Словно ковром покрыты стены церкви кирпичным узором. Многообломный карниз отсекает от стен четверика крутые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею» Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены.

Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.

Святой источник.

Преподобным Трифоном проникнуто в монастыре все, начиная с выбранного им некогда удивительной красоты места и со святого источника, у которого, согласно преданию, являлась будущему святому Сама Пресвятая Богородица. Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. Трифонов ключ - поистине символ Вятского края.. Дарующую телесное и душевное здравие воду источника многие верующие постоянно берут для питья.

ул. Горбачева, 4

Трифонов монастырь. 2015 г.

Трифонов монастырь - один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру - Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре 4 храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю была пожертвована прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки. Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей.


Вид на Успенский Трифонов монастырь с севера. В центре снимка - Успенский собор, перед ним - северо-восточная башня ограды и братский корпус. Справа - монастырская колокольня и Никольская надвратная церковь, между ними вдалеке виден Александро-Невский собор. Снимок сделан с северного берега оврага Засора. 1910 г.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжест венно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие - рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря - древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.


Трифонов монастырь. Слева - Никольская надвратная церковь, в центре снимка - монастырская колокольня, между ними вдали на холме виден Троицкий кафедральный собор. Справа - купола Успенского собора и притвор Благовещенской церкви

XVIII в. принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.


Успенский собор. Начало XX в.

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии. Постоянно расширяясь территориально, включая в себя самые отдаленные уголки края, в конце столетия он продолжался более полугода. Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжали все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важное значение в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня кончины преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.


Успенский собор. 2015 г.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

Фото: Л. Калинина, pastvu.com





В старой части города, у реки, расположен старинный монастырь, основанный в 1580 году Трифоном Вятским. Здесь находится старейшее здание в Кирове - Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры.

Успенский Трифонов монастырь был основан Трифоном Вятским (пришедшим на Вятку с архангельских земель) в 1580 году.

Он создал в ансамбле монастыря четыре храма: Успенский, Благовещенский, Иоанно-Предтеченский, надвратный Никольский. Самым красивым был выполнен Успенский собор, построенный с 6-ю шатрами. Тогда отмечали, что подобных храмов больше нет нигде. Древесину для постройки этого храма сплавляли по Вятке из Слободского.

К нач. XVII столетия кроме храмов появились колокольня, монашеские кельи и различные хозпостройки. В 1689 году вместо деревянного построен каменный Успенский собор. Этот храм – один из древнейших на Вятке, который сохранился до сегодняшнего времени.

К началу XX столетия Трифонов монастырь являлся благоустроенной обителью, в которой кипела духовная жизнь. Однако Октябрьская революция прервала его многовековую историю. Советская власть ликвидировала Трифонов монастырь. Монастырские колокола переплавили, в храмах уничтожили иконостасы, было уничтожено кладбище при монастыре, разобрали колокольню, южную стену и угловые башни Успенского собора. Тогда в церквях располагались и столовая, и прачечная, и общежитие, и планетарий, и заводские цеха.

В к. 80-х гг. население озаботилось судьбой монастыря, и к 1991 году восстановили Успенский собор, который стал кафедральным, так как Трифонов монастырь передали епархии. В 1994 году восстановили иконостас собора. Восстановили и Никольскую церковь, братский корпус, создали новую колокольню, и всю территорию монастыря облагородили.

Сегодня Трифонов монастырь, состоящий из Успенского собора, Трехсвятительской, надвратной Никольской, Благовещенской церквей, часовни над святым источником, колокольни, настоятельских палат, братского корпуса, – это одна из основных достопримечательностей старой части города, чье изображение даже имеется на специально выпущенной


Вятский Успенский Трифонов монастырь, 2 класса, в городе Вятке. Основан в 1580 году бывшим в нем первым архимандритом преподобным Трифоном (см 8 октября), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи преподобного Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 декабря). В монастыре сохраняется деревянный посох преподобного Трифона и железные вериги. В 1896 году освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».

Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь, и работы по его реконструкции продолжаются с учётом потребностей современного владельца.