Схимонахиня феодосия пророчества. Схимонахиня Феодосия (1917–2007). О прохождении жизненного пути

Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Кратко о жизни самой матушки Феодосии

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.

Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.

Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.

Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.


Комментарии

1. В память о Матушке - Мария Седова (Гость)
2015-04-27 в 01:29

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.​​​​​Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.​​​​​​​​​​​​​Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).​​​​​​​​​​​​​Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.​​14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. ​​К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.​​​​​​​​​​​​​Почему именно плиту? ​​​​​​​​​​Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).​​​​​Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.​В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.​​​​С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.​​​​​​​​Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?​​​​​​​​Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память.

Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.

Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)

Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.

У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)

В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно... Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям...»

Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиан а заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.

Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.

Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.

Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.

В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)

Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.

Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)

Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет...» Пророчество сбылось.

В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.

Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.

В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.

Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.

Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.

27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)

По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать...»

Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.

Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом...» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».

Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.

Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.

По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.

Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.

После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.

Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»

Есть, но очень мало, – ответил я.

Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.

Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?

Матушка задумалась, видимо, молилась.

Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.

Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»

Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.

Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!

Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.

Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.

8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.

Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».

Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татиан ы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.

На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…

По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.

На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…

Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.

Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.

Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.

Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».

преставилась ко Господу. Поминая старицу, вспоминаем ее слова. А молитвами она – по-прежнему со всеми призывающими на помощь.

Много может молитва праведного

«Будем молиться, Бог поможет».

«Господь все по молитвам дает».

«Помолимся, все будет хорошо с Божией помощью

Не злословьте!

«Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».

Склочным

«Живи мирно, живи мирно, чтоб любовь была!»

О молитве

«Чаще молись».

«Будем молиться, а там – как Господь».

О том, как нужно принимать гостей

«Несите все, что есть, на стол!»

Теплохладность современных христиан

«Сейчас все храмы открыты, а люди идти в них не хотят. И машины есть почти у каждого, и автобусы есть, а людей мало в храме, не хотят идти. А мы в 2–3 часа ночи пешком выходили, чтобы в Никольский храм Скопина дойти, и обратно пешком...».

Про работу

«Как не работать? Работать надо».

«Господь труд любит. Он говорит: ‟Вы поработайте, рабушки, а Я подмогну”».

«От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках».

Тем, кто собрался на пенсию

«Поработай еще, чадушка, поработай…».

«Надо еще поработать, надо еще на своем месте побыть».

Про отпуск

«Не отдыхать поезжай, а Богу помолись».

Жалующимся на начальство

«А наговорить можно всё!»

«Ты поставь себя на место другого. Может, у него чего-то болит. А может, она (начальница) с мужем поссорилась…».

О почитании церковной иерархии

«С владыкой посоветуйся, с ним поговори, как он подскажет, как он благословит».

«Он – владыка, идите прощения просите у него».

Пребывающим в нераскаянных грехах

«Ой, что с твоим лицом?! Ты, наверно, заболел».

О больных раком

«Они уже на земле – в раю».

Про болезнь в пост

«В пост поболеть – это милость Божия».

О прохождении жизненного пути

«Надо идти! Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!»

Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!

«Мне жалко людей – они, как котяточки слепые, куда ползти, не знают. И слава Богу, когда находится тот, кто может подсказать им путь».

«Евангелие – это Сам Господь».

О радости

«Душка должна быть радостной»

Самочинным

«А ты попробуй, как хочешь».

«Мы теряем венцы, если теряем то место, на которое нас определил Господь и Божия Матерь».

Про благодарение

«Дорога потеха» (что-то да старайтесь подарить, чтобы утешить человека).

«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоть ся надо. А не будет – и тогда славословьте Господц а».

Какой чай любила и благословляла матушка Феодосия вместо «магазинного»

«Русская земелька что человеку нужно, то и родит: и богородичную травку, и липу, и иван-чай…».

Мир да любовь

«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!»

«Где мир – там и благодать Божия, живите с миром».

«Мир вам – и я к вам» (из пословиц).

Про гостинцы к столу, пусть самые простые, когда навещаете бабушку, дедушку

«Можно гостинцев набрать в пакет. Нет денег? Хоть баранок, пряников, хлеба набери. Придешь, а пакет полон, и они будут радоть ся».

Наука жить

«Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить… Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней».

«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни».

Унывающим

«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие».

Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям

«Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям».

«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А мы идем после работы – песни поем. А сейчас вы что все такие унылые?!»

«У тебя и ручки и ножки целые, и голова умненькая…».


Нет нам дороги унывать

«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами».

«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

«Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает – кто Богу молится, кается, причащается».

О мире горнем

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Божия Матерь кормила».

«Меня там учили» (на вопрос: Откуда знает молитвы?).

«У меня там дом» (на предложение построить ей дом).

Не потешайте бесов да диавола

«Сатана радуется, когда ссоритесь».

Жить по заповедям, согласно с волей Божией

«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (ср. Лк. 19, 8)».

«А как же Господь на это посмотрит? Не прогневаю Его?» (на вопрос: может быть, больше не принимать людей?).

«Вот я молюсь, молюсь, чувствую – силы угасают, и того гляди пред Богом предстану, а я, грешная, не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Кому Бог помогает

«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»

О чем чаще всего спрашивают

«Хоть бы кто сказал: ‟Хочу в монастырь, хочу духовной жизни ради Бога”. Нет! Спрашивают: ‟Как бы выйти замуж? За кого? Кто у меня родится?” А я отвечаю: ‟Я не гадалка!”»

Провожая в дорогу

«С Господцем едьте!»

Если постигли искушения

«Все будет хорошо! Ну, что вы так? Не думайте о плохом!»

Где искать правду?

«Правда одна – у Господа Бога».

Цена слова

«Говоришь, что только словом можешь помочь, а вот одну женщину, ее душу, спасла ее подруга. И теперь та, спасенная от самоубийства, живет хорошо, опять на работе ее ценят. Вот так вот, совсем слово и не пустяк».

Зачем роптать?

«Хватера (квартира – Ред .) есть, хлебушек есть, ножки, ручки целы, работаешь… Что еще надо?»

Потерпеть надо

«Надо потерпеть. Господь терпеливых любит. Потерпи немножечко, чадце мое. Да, неправильно поступили, а ты потерпи. Так будет лучше. Вот посмотри на меня, я улыбаюсь. И ты улыбайся так же. Все будет хорошо».

Будущим матерям

«Ты родишь, а тебе скажут: ‟У него сердце больное, оставь в больнице пока, потом отдадим”. Не слушай! Родишь и домой! Покрести сразу и причащай, и все Господь даст вам».

Наставление отцу

«Живи просто, расти дочь, работай для этого, учиться отдай после школы. Бога благодари вечером и утром…».

Напоминание детям

«Чти родителей».

Братьям – кровным и духовным

«Вот некоторые братья ссорятся, а надо жить дружно. Не унывать и не отчаиваться ни в чем, поддерживать друг друга».

Монахам

«А вы где живете? Вы живете в святой обители! Вот такая у вас обитель! Вы старайтесь тоже не рассеиваться, молиться со вниманием…».

«Мне с вами легко, с теми, кто подвизается в монастыре, молится».

Если не дается клиросное пение

«Молись Матери Божией, и Она Cама будет с тобой петь на клиросе! По ступенькам все выше и выше будешь подниматься и научишься правильно петь и славить Господа!»

Христианам, что покрепче

«Терпи, смиряйся. Терпи, смиряйся».

Пастырям

«Пришли к тебе – выслушай, просят молитв – молись. Уделяй внимание. Следи, чтобы порядок был на приходе».

Начальникам

«Люби народ, люби народ!»

«Не возгордись. Относись к людям имущим и неимущим одинаково».


О России

«Чтобы спасти Россию от надвигающейся духовной войны, надо всем нам постоянно молиться, молиться, молиться».

Не всегда нужно молчать

Где-то потерпи, где-то промолчи, а где-то и скажи правду! Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи свое видение».

Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи

Супругам об их родителях

«Как ты называешь родителей мужа?» – (вопрос невестке). – «По имени и отчеству, ведь мы работаем вместе». – «А как муж твой называет твоих родителей?» – «По имени и отчеству». – «Называйте папой и мамой».

«Не плачь, держись, крепись. Пусть тебя Господь укрепит. Не плачь. Береги себя. Надо потерпеть, все будет нормально».

Секрет феноменальной памяти старицы

«Это не я помню, а Бог помнит!»

Напоследок

«Главное – оставайтесь с Господц ем Богом».

«Я здесь молилась за вас и там буду молиться».

«Обращайтесь ко мне в молитвах всегда, когда что-то неясно, и я буду вам помогать».

«Я вас там буду встречать».

Битая земляная дорога все вверх и вверх, мимо частных подворий с пробивающимися у заборов крепкими зелеными листьями тюльпанов, вела меня к Свято-Алексиевскому женскому монастырю. Особняки, словно ласточкины гнезда, тесно облепили подножие монастыря, который когда-то занимал двадцать пять гектаров земли. Теперь - всего пять. Лыжная база и жилые кварталы района 1-й Дачной совсем близко подступили к его белым стенам. Но и эти пять гектаров, заросшие полевой травой, со старинной низенькой церквушкой XVIII века и строящимся храмом кажется огромной территорией для тринадцати монахинь, одной инокини, четырех послушниц и прибывшей сюда нынешней зимой матушки Феодосии, ставшей недавно его настоятельницей. Высокая, спокойная и строгая матушка Феодосия пригласила меня в свой кабинет. Разговор наш начался сложно. Я задала вопрос, который больше всего интересует мирских людей - как светский обычный человек превращается в монаха? Что происходит в его судьбе, бывают ли ему знамения?

Но на мне не случайно черные одежды, - ответила матушка. - Я умерла для мирской жизни, меня той, прежней, давно уже нет. Бог да душа - вот монах... А потом заботливо спросила, глядя на мои каблуки: - Может, вам переодеть другую обувь, чтобы ноги отдохнули? Я уж и представить не могу, как раньше носила такие...

Взяв благословение в епархии, она рассказала все же о своей дороге к Храму.

Отец Кирилл

Естественным получился мой приход в монастырь. В детстве я невольно прислушивалась к словам молитв, которые читала моя бабушка. В отроческие годы мы с сестрой часто представляли свою жизнь в глухих лесных местах, вели мечтательные разговоры о монашестве, хотя ничего о нем не знали. Ведь это были те времена, когда церкви стояли закрытые. Мы и не подозревали, что где-то есть Сергиева лавра, а увидев монахов, очень бы удивились. Для нас они были из области таинственного, сказочного. Но молодая душа искала идеала, чистоты. Мирская жизнь тогда уже вызывала неприятие. Однако мне пришлось пройти мирской путь.

Получив высшее образование, матушка Феодосия успешно работала в Калуге. У нее были любящие родные, стабильный заработок, жилье. Когда в начале 90-х стали открываться церкви, монастыри (а Калужская земля богата святыми местами), возрождаться духовная жизнь, она поехала по монастырям на работы по восстановлению обителей. С паломниками перекладывала кирпичи, работала в трапезной, прачечной. Где бы ни была в командировках, не могла пройти мимо храма. "Душа-христианка звала в лоно церкви, - говорит она. - Заходя в храмы, я не знала, что за святые изображены на иконах, кроме Богоматери и Спасителя. Наталкивалась на не очень вежливые ответы церковных бабушек, смущалась своего незнания".

За просвещением обратилась к духовным книгам. Одна из первых, которую перечитывает и до сих пор, монашествуя уже одиннадцать лет, была о старце Силуане. Начиналась она такими словами: "Бог - есть Любовь". "Она сразу меня захватила. К тому времени жизнь без Бога уже утратила для меня интерес. Но все мы хотим любить и - чтоб нас любили. В ней об этом и говорилось - душа всегда ищет настоящую, высокую любовь и находит ее только в Боге".

В 1992 году в Свято-Веденской Оптиной пустыни на празднике Сретения будущая матушка впервые причастилась. Вновь появились мысли о монашестве, неясные и неосознанные. И каково было ее удивление, когда, разговаривая со священником в Казанском девичьем монастыре (туда приехала паломником), услышала от него прямой вопрос: "Ты что, хочешь быть монахиней?" - "Я не знаю...". - "А желаешь ли знать волю Божию? Поезжай в Троице-Сергиеву лавру к отцу Кириллу, духовнику всея Руси. Через него узнаешь".

С подругой на праздник Преображения Господня поехали в Лавру. К старцу было очень много народу. Ни в первый, ни во второй день к нему они не попали. На третий день, стоя зажатой в толпе, услышала, как отец Кирилл, сотворя утреннюю молитву, при поминании о здравии вдруг назвал ее имя, будто видел ее в толпе. А люди все оттесняли и оттесняли ее от кельи.

При входе в церковь я увидела икону Божией Матери, прочла: "Игуменья горы Афонской, покровительница монахов" и стала ей молиться. И чудесным образом, как - не пойму, оказалась перед дверью старца и в трепете туда вошла.

У нас не было длительного разговора. Я только сказала: "Жила-жила мирской жизнью. И не знаю, что делать?" "Иди в монастырь", - тихо так ответил он. Я от волнения чуть не задохнулась: "Как? А воля-то Божья есть?" Он меня ласково по плечу похлопал: "Иди, иди, не ошибешься..." Вышла от него, и с подругой, а она уже раньше решилась идти в монастырь, молча долго сидели на скамеечке в Лавре. И было наше молчание благоговейным. Я успокоилась - это, несомненно, воля Господа.

В октябре она взяла отпуск и, ничего не говоря на работе, уехала послушницей в только что открывшийся Свято-Никольский монастырь, что в городе Малоярославце. Мама забеспокоилась: "Я умру, если пострижешься в монашки. Чем мы тебя обидели?" Дочь молилась, чтоб родителям не было так больно.

Обитель была разоренная. Всего один жилой дом. Ночевать ее положили в башенке, где не было отопления, с душевнобольной женщиной, которая всю ночь причитала и плакала. С этой стылой бессонной ночи и последующей череды послушаний начались ее сомнения. Может, ошибку делает? Не приспособлена к такой жизни, и родителей жалко, на старости лет рассчитывали на нее. "Бог испытывал мою веру. И я все вспоминала слова отца Кирилла - иди, не ошибешься". Шло испытание. И как же помогли ей заветные слова отца Кирилла...

Она была одной из первых послушниц. Новые сестры, многие также из мирской жизни, съезжались в монастырь.

Самым трудным для меня было обуздать свои гордыню, эгоизм, нежелание подчиняться наставнице (потом она стала моей духовной матерью), беспрекословно выполняя все до единого, даже кажущиеся бессмысленными послушания: сажать морковь верхушкой в землю или сажать цветы, где идет большое строительство. Сложно было и побороть неприязнь к сестрам. Но монастырская жизнь построена на любви и послушании. Чтоб вырастить в себе эти качества, надо молиться друг за друга, направлять сердце к любви. Сам Иисус Христос жил в послушании Отцу Небесному. Кого любишь, того слушаешься...

В июле 1993 года послушницу в иноческом постриге нарекли матушкой Феодосией, а ее подругу - Антонией (в честь первых монахов-устроителей Киево-Печерской лавры Феодосия и Антония).

Это было радостным! И родители чудесным образом успокоились и дали на мое иночество свое благословение.

Крест наставницы

Как только монастырь наш возрос, поднялся на большую высоту, духовную и внешнюю, стал известен на всю страну, к нам начали обращаться владыки из других епархий с просьбой отпустить наших монахинь на служение в другие обители. Сестры одновременно разъехались, кто в Орел, кто в Тюмень, Антония - в Хабаровск, я - в Саратов. Разлетелись по России поднимать монастыри по подобию нашего, Свято-Никольского. Прощаясь, чуть не плакали. Приросли за одиннадцать лет духовно друг к другу. Но теперь понимаем - разлуки нет, молитвенно мы связаны накрепко. Родство духовное сильнее физического.

Впервые увидев Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь, матушка Феодосия поняла - настоятельский крест ее нелегкий. Монастырь неустроенный, каким вначале был Свято-Никольский, с огромной стройкой, которую никто не финансирует. Кощунственно оскверненный в советскую эпоху, как и многие другие места. В Тюмени, в монастыре, например, через алтарь проходила линия по розливу вино-водочных изделий. У нас еще хуже - в здании старинной церквушки была открыта женская клиника, где делали аборты. Трупики младенцев партиями сбрасывали в вырытую рядом яму. Теперь на "братской могиле" неродившихся детей возводится храм покаяния в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии".

Когда я узнала, что храм строится на погребальном месте, то решила, что здесь нужен еще один придел - престол в честь 14 тысяч младенцев из Вифлеема, убитых Иродом. Ведь дети, безвинные и беззащитные, загубленные во чреве матери (а это более жестокое убийство, чем на улице), уподобляются первым Вифлеемским мученикам. Я поделилась этими мыслями с Владыкой Лонгином, и храм с его благословения строится двухпрестольный. Чудесным образом из Иерусалима (а там, в Русской Духовной Миссии, матушка год несла послушание. - И.С.) мы получили частичку мощей одного из вифлеемских младенцев, - открывает настоятельница шкатулку, где в крошечном целлофановом пакетике в красной бумаге завернутый кусочек мощей. - Это благословение нашему монастырю святаго града Иерусалимского, подкрепление и помощь нашим сестрам...

Духовное руководство и помощь Владыки Лонгина вместе с собственным опытом строгой монастырской жизни помогли многое изменить в жизни Свято-Алексиевской обители. Это и постоянная, не прекращающяеся ни днем, ни ночью молитва, и длительные богослужения, чтения неусыпаемой псалтири о здравии и упокоении. На все теперь здесь, даже на самое маленькое дело - купить дрожжи, например, - испрашивается благословение. Каждый вечер, по окончании богослужения, монахини совершают крестный ход по территории монастыря с иконами Пресвятой Богородицы "Одигитрия", покровителя обители святителя Алексия, мироточившей иконой святой благоверной княгини Анны Кашинской, читая 150 раз молитву "Богородица Дева радуйся".

По молитве и вере нам воздается. Мы молимся о тех кто обращается к нам за помощью. Просим и читателей газеты "Православная вера" молиться о нашей обители. Место это несуетное, благодатное, намоленное монахами-схимниками, когда-то жившими здесь. Многие приезжали к ним за советом, по их молитве в горе пробился источник родниковой воды. Не надо ехать далеко в святые места. Они рядом, только обрети молитву и будут тебе Рим и Иерусалим в своем Отечестве.