Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…. Женский монастырь серафимо-знаменский скит епархиальный женский монастырь О современной жизни Серафимо-Знаменского скита рассказывает монахиня Тамара

Музей, посвященный схиигумении Фамари - основательнице и первой настоятельнице малой обители, можно назвать одним из самых притягательных и обжитых мест скита или, как его еще любовно называли при жизни матушки, скиточка. Здесь хорошо поговорить с сестрами на духовные тема - сама атмосфера помогает и располагает. Сюда хорошо привести гостей и показать им дорогие сердцу реликвии.

У нас есть книги, которые матушка Фамарь читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, - сказала игумения Иннокентия. - Настоятельницей Бодбийского монастыря в Грузии была в то время игумения Ювеналия (Ловенецкая). Она приняла княжну, рано осиротевшую, как мать. И подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) со своей дарственной надписью, пожелав стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его она. Еще матушка Ювеналия пожелала послушнице, чтобы сей дивный святитель вел ее по жизни.

По словам нынешней настоятельницы Серафимо-Знаменского скита, в этих бесценных книгах-реликвиях есть пометки самой матушки Фамари. Недавно сестры решили в хронологической последовательности распечатать пометки. Распечатали и увидели: особо выделенные места в тексте или отклик в два-три слова на какую-то мысль, назидание настолько сильно, убедительно отражают высокий духовный строй схиигумении Фамари! То есть итог этой работы для потрудившихся сестер оказался плодотворным и радостным, еще больше приблизив к ним основательницу родного скита.

Удалось сохранить матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик, - продолжила игумения Иннокентия. - Есть какие-то личные вещи матушки. Например, белый апостольник и кусочек шали, в которой она была в ссылке, где заболела туберкулезом горла.

Признаюсь, что этот простенький кусочек шали, эта материальная вещь из прошлого особенно взволновала душу. Многое вспомнилось из прочитанного и обжегшего сердце трагизмом событий, погрузивших Россию в пучину горя и невыносимых страданий. Конец XIX в.: девушка с красивым голосом, музыкально одаренная и готовившаяся поступать в консерваторию, попадает в Бодбийский монастырь на экскурсию и выходит оттуда с совершенно иными намерениями. Отныне ее сердце навсегда с Богом. Теперь она думает только об одном: как послужить Господу здесь, в женской обители, где находится гробница святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии. Спустя годы горячо любимый православным русским народом святой праведный Иоанн Кронштадтский символически предречет ей игуменство в трех местах и великую схиму. И действительно она станет игуменией Бодбийского монастыря, где к тому времени уже подвизалось около 300 сестер, затем - Покровской женской общины в Москве и в начале XX в. - настоятельницей созданного ею (с активной помощью преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны) Серафимо-Знаменского скита, который просуществовал 12 лет и был закрыт в 1924 г.

Матушку-настоятельницу Фамарь, правда, не сразу арестовали после закрытия скита. Ей дали пожить на свободе и только в 1931 г. забрали в Бутырку, затем сослали в Иркутскую область, где она провела три года в тяжелом для нее климате. В ссылке не было ни лекарств, ни теплой одежды и обуви, но схиигумения не роптала, а писала из Сибири: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть… Все, что за годы случается, вся жизнь - разве это не чудо?!»

Мать Фамарь постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, - сказала игумения Иннокентия. - Мы поминаем ее на Литургии, частенько воздыхаем к ней, прося о помощи, ездим к ней на Введенское (Немецкое) кладбище в Москву. Она была похоронена рядом с московским старцем - святым праведным Алексием Мечевым, чьи мощи находятся теперь в столичном храме святителя Николая в Кленниках. Собираясь здесь, у матушки Фамари в этой уютной, милой сердцу комнате-музее скита, сестры вольно или невольно поглядывают на вериги, которые она носила. Сделаны вериги из металла и весят где-то до трех килограммов. Это - крест праведника.

Моя собеседница призналась, что когда ее организм порой не выдерживает напряжения - начинает скакать давление и побаливать сердце, она остается тут ночевать, среди реликвий, укрепивших живую потаенную связь с основательницей скита. А утром отмечает, что и сердце перестало болеть, и с давлением все в порядке - словом, пришла в норму!

Еще об одной бесценной реликвии музея хочу сказать. Это небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, был в ссылках, когда его «перебрасывали» из одного конца страны в другой - из холодного края в знойные места. Открыв сундучок, мать Иннокентия достала оттуда многостраничное письмо, написанное святителем матушке Фамари, в котором он ласково называет ее «мамуся», «родная» и подробно рассказывает о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В Серафимо-Знаменском скиту подвижник веры нашел убежище с осени 1918 г. по 1919 г. В пик гонений на Церковь схиигумения Фамарь приютила у себя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), бывшего наместника Чудова Кремлевского монастыря, и тогда еще архимандрита Серафима (Звездинского), построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого. Полтора года эти близкие по духу люди жили в полузатворе, ежедневно совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. А еще они копали грядки и рубили дрова…

Письмо святителя Серафима к матушке Фамари опубликовано в книге «Все вы в сердце моем», имеющейся в скитской библиотеке. Но какое волнение испытываешь, когда берешь в руки исписанные красивым мелким почерком листочки бумаги и понимаешь, что над ними склонялся святой, на долю которого выпало столько страданий и в то же время столько Божией и людской любви!

Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины. Серафимо-Знаменский скит находится в 30 км к юго-востоку от Москвы. Скит основан схиигуменией Фамарью (Маджанишвили 1868-1936 гг.) при деятельном участии великой княгини преподобномученницы Елизаветы Федоровны (Романовой) в начале ХХ века. Освящал его в 1912 г. митрополит Московский, впоследствии священномученик, Владимир (Богоявленский).

После закрытия в 1924 г. на территории скита находилась больница, позже база отдыха. Как действующий монастырь, скит открылся 2 апреля 2000 г. Бочкообразность храма на снимке - не дисторсия объектива (снималось на 50 мм оптику), храм действительно имеет шатровую форму.



Серафимо-Знаменский скит основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой, принявшей впоследствии великую схиму с именем схиигумении Фамарь. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в 4 веке скончалась и была погребена Св. Нина, просветильница Грузии. В 1902 году игумения Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с декабря 1907 года матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. А еще раньше, в 1892 году Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу этой женщины, возложил на ее три креста. Так за свою жизнь она стала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского на Домодедовской земле.

И вот 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена Митрополитом Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Храм Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, каждый имел соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. Они симметрично расположились по периметру глухой кирпичной стены. Ныне из 12 зданий сохранилось только 9. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В скиту могли жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Христа.

Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 году. Схиигумения Фамарь прожила еще 12 лет. Она жила в комнате великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. В те тяжелые 1920-е годы матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла, при зтом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 году ее арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 году матушка умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена на Введенском кладбище в Москве. После закрытия в стенах скита разместилась заборьевская больница, а с 1965 года - пионерлагерь и база отдыха завода "Криптон".

Решение о передаче скита в ведение Церкви было принято в конце 1998 года. 27 января 1999 года, в день памяти Св. Нины в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни. Серафимо-Знаменский скит - это удивительное живописное и романтическое место. В лесной глуши, среди корабельных сосен стоит миниатюрный, изысканный монастырек с древнерусским храмом, будто сошедший с полотен художников Васнецова или Левитана.

http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/

100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века — святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников.

В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь.

Серафимо-Знаменский скит

Хроника возрождения

Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня.

Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей.

Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами.

15 января 1999 года, в день памяти была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

27 января 1999 г. — вторая служба в скиту, в память , просветительницы Грузии (в обители есть нижний храм-усыпальница в честь этой святой).

14 мая 1999 г. — третья служба в скиту, в честь св. благоверной Тамары (земной ангел схиигумении Фамари, основательницы скита).

15 января 2000 года - служба в память преподобного Серафима Саровского. Совершал ее протоиерей Александр Васильев в сослужении одиннадцати священников.

26 января - приехали сестры из Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря: мать Иннокентия, мать Ирина, инокиня Ирина, сестра Юлия, поселились на зимней даче около скита.

Тайная лазейка

Оторвемся от хроники первого года возрождения скита. Вернемся ненадолго в тихую осень, когда еще территория его была наглухо закрыта, на ней располагалась база отдыха завода «Криптон», организация это была секретная, и отдых на базе тоже был засекречен.

Читаем в блокноте, исписанном бисерным почерком.

Пошла я вдоль речки со стороны рощи. Была теплая осень, в лесу тихо, только где-то на дереве стучит дятел. Вошла через лазейку в скит. Подошла к церкви. В дверь ее воткнула осенний букет из листьев и запоздалых цветов. Помолилась, чтобы скорее возобновилась жизнь в скиту. Положила земной поклон от матушки Фамари - была у нее на могилке недавно.

Подошла к келье, которая лучше всех сохранилась (где сауна), около нее растут два кипариса. Сорвала веточку - отнесу на могилку матушки, как привет-поклон из скита.

Слышу - где-то стучит, подошла к келье, которая рядом с террасой, а там маленькая птичка, влетела в разбитое стекло, а вылететь не может, вот и бьется о стекло. Жаль мне ее стало, а помочь ничем не могу. Был у меня кусочек хлеба, покрошила ей на пол, может, поест.

В скиту тихо, никого нет. Воскресение. Такая благодать, что и уходить не хочется. Однако пора. Перелезла через лазейку, чтобы сторож не видел и собаки не залаяли, и ушла.

Дорогой все думала, когда же можно будет спокойно, через ворота, войти в скит, без боязни ходить сюда, молиться и наслаждаться Божией благодатью…

Первая служба

От этой записи до первой службы оставалось не так много времени. И вот наступил этот день. Ехали в скит даже специальные автобусы, которые везли богомольцев.

Но едва не столько же наехало сюда крепкого вида парней с рациями в руках. Они стояли почти у каждой туи и контролировали всякий шаг по территории. «Тут ходи, тут – не ходи…»

Что охраняли эти бравые ребята? Вот эти разрушенные кельи, которые стояли когда-то, обрамляя лесную поляну, посреди которой стоял необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу?

От кого охраняли - от этих вот бабушек с умиленными лицами, стоящих на первой службе?

Но, как бы то ни было, первая молитва после долгих лет запустения в скиту была вознесена. Впереди были многие и многие труды - оформление документов, передача земли, реставрация помещений, электричество, газ… Почти каждый из нас в жизни сталкивался хоть с чем-то из перечисленного и знает, что это за морока, и каких все это стоит денег.

Когда речь идет о возвращении церковного имущества, мне кажется, что участвующие в нем люди должны просто благодарить Бога, что именно им выпало это сделать, ведь акт передачи - если посмотреть на него с духовной стороны, еще и акт покаяния. Быстренько, без всяких проволочек, отдать — и все. И радоваться вместе с теми, кому отдали. Ведь вспомним, как Господь даже жадному и злому человеку, запустившему в нищего булкой хлеба, засчитал этот поступок в качестве милосердного. Так что же?

А вот - скит отдадим, но проезд к нему и ворота закроем. Стройте свою дорогу по лесу. А что это такое - построить дорогу? В скиту несколько насельниц, им пока и жить негде. Приютила их к себе одна женщина, у которой в так называемых генеральских дачах часть дома. Вот все в одной комнате и помещаются, кровати там изголовье к изголовью.

Архиерейская служба

Возвращаемся к хронике возрождения обители. Читаем дневник.

2 апреля 2000 года. Архиерейская служба. Официальное открытие Серафимо-Знаменского скита. Службу совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона, архимандрита Алексия, иеромонаха Иоанна, священника и духовника сестер скита, протоиерея Александра Васильева, священнослужителей Домодедовского благочиния. Монахине Иннокентии вручен крест и жезл. Отныне она настоятельница обители. На службе пел хор сестер из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Матушка

Настоятельница монастыря - от этих слов веет чем-то отстраненным, величественным, неприступным. Матушка Иннокентия - живая, быстрая, с лучистыми глазами княжны Марьи из «Войны и мира». Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная. Ты только пришел, только начал говорить, смотришь через пару минут - тебе уже и говорить нечем, ты уже сидишь за столом и что-то ешь, а матушка рядом и подвигает поближе то одну мисочку, то другую.

Матушка Иннокентия

Рассказывал один человек историю. Поехали они с супругой в скит. Пока ехали, слово за слово - разругались. Из машины вышли, идут к келье, друг на друга не смотрят. Навстречу матушка. Глянула на одного, на другого и повела их в келью матушки Фамари. Там у них теперь небольшой музей - вещи, книги первой настоятельницы. Еще в келье необыкновенная, умиротворяющая тишина. «Вы тут пока побудьте…» — бросила на ходу матушка Иннокентия и побежала по своим делам.

Сели они подальше друг от друга, по-прежнему глядят в разные стороны, молчат. Пять минут сидят, десять… А в келье, между прочим, прохладно. Муж смотрит - печка, рядом дрова. Встал и принялся разжигать огонь. Занялось пламя. Уже теперь оба на него смотрят, оторваться не могут. То есть смотрят в одну сторону. Потеплело от огня. И не только в келье потеплело. Забыли уж, о чем ругались. Тут и матушка настоятельница вернулась, позвала чай пить.

Схиигумения Фамарь

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

Основательница скита схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова) - уроженка Грузии, княжна (1868-1936). Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. В 1902 году матушка стала игуменией этого монастыря, где подвизались 300 сестер и окормлялись две женские школы.

Схиигуменья Фамарь (Марджанова)

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

Трудное начало

Вернемся к началу новейшей истории монастыря. Оно было очень трудным. Хотя и руководство района, и благочиние старались помогать восстановлению обители, все равно дела продвигались медленно.

К зиме 2001 года одиннадцатый трест отремонтировал в скиту одно из помещений, куда и вселились насельницы. Один из благодетелей пожертвовал котел, но строители не взялись установить трубу, посоветовав обратиться к специалистам. «Специалист» вскоре нашелся. Он сказал, что у него вот такая труба уже второй десяток лет исправно служит, «сделаю - век меня будете помнить». И сделал.

А 3 января ночью келья загорелась. Девчонки выскочили в чем были, успели отвязать лошадку, которая жила в пристроенном к стене дома закутке, и остались в полном нестяжании.

Отец благочинный после Рождественской службы в соборе обратился к прихожанам: «Вы все сейчас пойдете к праздничным столам, а в нашем скиту живут насельницы, которым негде голову приклонить, давайте пожертвуем каждый от своего имения, кто сколько может, в помощь монастырю, который постигло бедствие…»

После пожара, всколыхнувшего общественность, окружающие как-то более активно стали помогать восстанавливающейся обители. Шли, спрашивали: что вам сейчас раньше всего надо. Отвечали: носки нужны. Отовсюду несли носки…

Временно скитянки поселились в храме, продолжая молиться и трудиться.

Как корова помогла провести электричество…

С электричеством много было мороки. Наконец одна организация на благотворительных началах сделала проект. По нему выходило, что тянуть кабель надо через лес, что он дважды должен пересечь дорогу… То есть цена этого проведения выходила баснословная для монастыря.

И тут в скит некто дарит корову. Ее, стало быть, надо куда-то разместить. Приглядели место. Срубили деревце, которое стояло на пути. Надо было еще выкорчевать корни. Еще один помощник вызвался экскаватором эти корни убрать. Подцепил, дернул - и раздался страшный хлопок. Оказалось, под корнями дерева высоковольтный кабель. Вот он, рядом, кабель, не надо тянуть издалека. В конце концов разрешили им тут поставить подстанцию.

А лошадка - газ

Это тоже веселый случай, завершивший длинную череду хлопот. Все знают, кто строился, что это такое - провести газ. И бумаг целый воз, и денег надо много.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу - она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили - маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому детишки. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия - оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

Так, что там было с газом? Надо сказать, что вид мирно гуляющих по траве лошадей никого не оставляет равнодушным. Эти красивые и сильные животные как-то смягчают сердца, поворачивают намерения в нужное русло… Вот и с газом. Нашлись подрядчики. Но ведь опять же - нужны деньги. А где их взять? И вот идут будущие благодетели по территории скита. Тут в их поле зрения попадают лошадки. Матушка (а она очень любит лошадей) подходит к одной из них, гладит и спрашивает, между прочим: «Ладуся, ну, что, как ты думаешь, проведет нам … газ или нет?» И Ладуся начинает старательно кивать головой, умиляя потенциальных благодетелей. И что, по-вашему, им остается делать?

Немножко Грузии

Река Рожайя, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется - она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки.

Матушка Фамарь была родом из . Кроме престолов в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафим, есть в скитском храме еще нижний придел - в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

Возвращение святынь

В 1912 году к открытию скита была написана Серафимо-Понетаевская икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот чудесный образ, украшенный жемчугом и камнями, был главной святыней скита со дня его образования. После закрытия обители икона исчезла.

И вот спустя много лет происходит следующее. Настоятельница поехала к врачу с одной насельниц. А рядом с больницей — музей Павла Корина. «Катя, зайдем в музей…» В музее - портрет матушки Фамари кисти художника, который он писал для своей композиции «Русь уходящая».

Подошла я к портрету, — рассказывает мать Иннокентия, — смотрит на меня матушка Фамарь своими темными глазами. Я обращаюсь к ней мысленно: «Матушка, дорогая, ну, хоть какое-нибудь утешение…» Тяжко в то время было… И вдруг на следующий день происходит встреча. В магазине. Я не знаю, почему я обратилась к этому человеку. Спрашиваю его: «А не видели ли вы у кого-нибудь такой иконы, Матерь Божия с поднятыми вот так руками?» А он смотрит так пристально и — вопросом на вопрос: «И вот здесь младенец?» И рисует рукой круг в районе живота. «Да», — отвечаю. Он опять смотрит внимательно и после некоторой паузы говорит: «Есть, и недалеко».

Через некоторое время идут в гости к дяде Славе. Вошли и сразу почувствовали - как будто повеяло чем-то, нездешним, высоким, неотмирным. Смотрят - вот она, икона Пресвятой Богородицы. Стоит, великая Пленница, закрыта от людей…

Оказалось, мать дяди Славы, Александра Беляева, работала в скитской больнице, она и сохранила эту икону у себя, когда разрушали скит. Теперь ее уже нет в живых, а икона живет в доме, к ней уже все привыкли, расставаться будто бы и не готовы…

И начались переговоры с хозяевами. В конце концов, решено было сделать большой снимок иконы в натуральную величину и подарить его хозяевам взамен оригинала. Не сразу они решились расстаться с ней, не сразу.

Но вот наступило 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В скиту престольный праздник, идет крестный ход. А навстречу ему - еще один крестный ход. Несут икону в храм.

И как только внесли, у всех было ощущение - Хозяйка пришла.

Икона Божией Матери "Знамение"

Еще одна святыня скита - икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда - эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита. Владыка Арсений в свое время составил службу с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая». После закрытия скита икона находилась в Новоспасском монастыре.

Икона « » (в красном облачении), на которой написано, что это точная копия чудотворного образа, прославившегося 14 (27) мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской области, была также передана в скит в самом начале его возрождения.

В трудах и молитвах

На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц.

Серафимо-Знаменский женский скит Московской епархии

Серафимо-Знаменский скит был основан в году игуменьей Ювеналией (Марджановой) .

Архитектура

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 - по числу 24 апокалипсических старцев.

Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

Храмы

  • Храм иконы Божией Матери "Знамение" и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

Святыни

  • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
  • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

Настоятельницы

Литература

  • В.Г. Глушкова "Монастыри Подмосковья", Москва, Вече, 2015, стр. 140-146

Рядом с г. Домодедово возле д. Битягово стоит Серафимо-Знаменский скит-малый женский монастырь. Его основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру грузинская княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь, 1869-1936).
Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с шатром из 24 поднимающихся ажурными ярусами кокошников. Архитектором собора является А.В. Щусев. Скит строили два года, и в 1912 г. он был освящён митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский). Все постройки выполнены в неорусском стиле, правильный художественный и авторский подход определили всю красоту композиции.
В 1924 году монастырь закрыли, советская безбожная власть только начинала гонения в отношении православной веры. На месте скита была открыта больница. В 1965 году открылся пионерский лагерь и база отдыха завода.
В 1999 году строения вернули Русской Православной Церкви, и в 2000 году началось возрождение женского монастыря.