Религии непала. Религия и культура непала Религии, языки и народы Непала

Религиозная вражда, религиозные войны – явление в мировой истории обычное. В Европе XVII века христиане истребляли целые области, населенные людьми одной с ними национальности, но принадлежавшими к другой христианской конфессии. Ислам огнем и мечом утверждал себя в Аравии. Но существуют и счастливые исключения – страны, в которых никогда не было раздоров на религиозной почве. Одна из них – Непал.
Непал - единственное в мире индуистское королевство, и в то же время, родина основателя буддизма - принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии получил имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара. Индуизм - религия этих пришельцев - с тех пор стала официальной религией Непала. Смена одной господствующей религии другой прошла мирно и безболезненно, многие святыни Непала одинаково почитают как индуисты, так и буддисты. Объясняется это тем, что в индуизме никогда не было законченной богословской системы, он легко вбирает в себя другие культы, признавая новые божества воплощениями своих древних богов.
Индуистский бог может выступать не только в образе другого божества, но и человека. Например, непальский король считается воплощением Вишну - одного из главных индуистских богов. А богиня Кумари и вовсе существует исключительно в облике живой девочки. Храм - жилище Кумари. Богиню выбирают из девочек в возрасте трех-четырех лет, руководствуясь весьма сложными критериями. Девочка остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы каплю крови. После этого ей дают хорошее приданое, но выйти замуж отставной богине не так легко - считается, что брак с ней будет омрачен всякими несчастьями.
В индуизме нет священства в привычном для нас понимании. Брахманы, которые выполняют обязанности жрецов, не дают каких-либо особых обетов, живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью. Люди, отрешившиеся от мира и посвятившие себя одному из индуистских богов, называются садху. Они ведут аскетический образ жизни, и народ их считает мудрецами. Именно к садху, а не к жрецам-брахманам обычно идут непальцы со своими горестями или когда надо принять какое-то решение. Каждый что-то приносит с собой - других источников существования у садху нет.
Индуистский пантеон огромен. Главным богам посвящены храмы, менее значительным - алтари. Один из храмов - святилище обезьяньего царя Ханумана. Сразу же после рождения, гласит легенда, Хануман схватил Солнце, приняв его за съедобный плод, и богу Индре едва удалось отобрать светило у прожорливого младенца. В эпосе "Рамаяна" рассказывается, как самоотверженно благородный и могучий Хануман - он обладал такой силой, что отрывал от земли холмы и горы, - помогал богу Раме вызволять из плена его невесту Ситу. В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками божественного Ханумана, то во всяком случае его родственниками. Непальцы верят, что обезьяны понимают человеческую речь и умеют разговаривать - просто они это скрывают, чтобы не заставили работать. Надо сказать, что родичи Ханумана, в изобилии обитающие в Непале, силу и благородство своего великого предка здорово подрастеряли.
Одному из двух верховных индуистских божеств - богу Шиве - посвящен храм Пашупатинатх. Это даже не храм, а обширный храмовый комплекс, раскинувшийся неподалеку от непальской столицы Катманду на берегах священной реки Багмати. Ежедневно сюда стекаются толпы паломников не только со всего Непала, но и из соседней Индии. Совершить пуджу, приношение грозному Шиве, - долг каждого верующего. Большинство приносит в жертву петухов, которых можно купить тут же около храмов. Отстояв длинную очередь, верующие передают птиц служителю - он перерезает им горло и орошает алтарь жертвенной кровью. Некоторые преподносят в дар Шиве коз. Тут же неподалеку можно вымыть тушу, чтобы потом отнести ее домой - после совершения обряда непальцы используют мясо жертвенных животных по назначению, то есть в пищу.
Каждый индуист мечтает, чтобы в последний путь его проводили именно в Пашупатинатхе, хотя место для похоронного ритуала есть при каждом храме, стоящем на берегу реки. После ритуала прощания в храме родственники-мужчины на носилках относят покойника на гхатами - каменную площадку для кремации, на которой заранее складывают погребальный костер. Поджечь костер может только сын усопшего, поэтому отсутствие в семье сыновей считается страшным несчастьем. Индуисты верят, что душа человека после смерти переселяется в новую оболочку - в растение, животное или человека. Благоприятным или неблагоприятным будет новое воплощение, зависит от кармы - то есть суммы хороших и плохих поступков, совершенных за жизнь. Чтобы переселению души ничто не мешало, на земле не должно оставаться и следа прежней телесной оболочки - мутные воды Багмати уносят пепел к священной для индуистов реке Ганг.
Буддисты своих покойников тоже кремируют, но некоторых - отличавшихся при жизни особой святостью - мумифицируют и помещают в святилища - ступы. Это слово переводится с санскрита - языка священных буддистских текстов - как "макушка" или "куча земли". Ступа Бодднатх в Катманду была построена еще в III веке до н.э. и с тех пор неоднократно подновлялась. Глаза на позолоченной стене храма, - не элемент декора. Считается, что ими на верующих взирает сам Будда. Также не для украшения служат и эти развешанные повсюду яркие флажки. На них записаны мантры - молитвенные обращения к буддистским святым.
Из всех святых для буддистов мест - а их в Непале великое множество - самый почитаемый храмовый комплекс в Лумбини, небольшом городке рядом с индийской границей. По преданию, именно здесь за 700 лет до н.э. в день майского полнолуния на берегу озера под сенью раскидистого дерева царица Майя родила сына Сиддхартху, чье имя переводится как "исполнивший свое предназначение". Появление мальчика на свет сопровождалось множеством знамений, и, чтобы истолковать их, в Лумбини собрались сто восемь мудрецов. Они объявили, что Сиддхартха станет либо великим правителем, либо учителем, какого еще не бывало на Земле. Принц с годами достиг полного просветления и стал первым Буддой, основателем новой религии. О том, что Будда родился в Лумбини, свидетельствуют письмена на колонне, установленной через 300 лет после его кончины царем Ашокой. Именно стараниями Ашоки буддизм распространился на большую часть Южной Азии. Несмотря на то что Непал - родина Будды, буддизм пришел в страну с северо-востока, с территории современного Китая. И поныне в Непале действуют китайские буддистские храмы и монастыри. Над входом в один из храмов вместо санскритской вязи начертаны китайские иероглифы, а пузатые статуи Будд, украшающие его внутреннее пространство, выполнены явно в китайской, а не индо-непальской манере. Искусство изготовления традиционных фигурок Будды особенно развито в городе Патане, втором по величине после Катманду. Основные материалы - мягкий вулканический камень и бронза. Работа эта кропотливая, а больших денег за статуэтки простые непальцы платить не могут. Удаче""й считаются, когда поступает заказ от европейских буддистов или от монастырей.
Монастыри в Непале зачастую оказывают большее влияние на жизнь людей, чем правительственные учреждения. Совету, полученному от монаха, следуют неукоснительно. Буддистским монахом может стать всякий, знакомый со священными текстами и исполняющий религиозные предписания. При желании монах волен в любой момент покинуть монастырь и вернуться в мир. Жизнь монаха проходит в медитации, чтении священных книг и молитвах. Каждая произнесенная молитва приближает буддиста к нирване - окончательному избавлению от земных страданий. За молитву засчитывается и каждый оборот молитвенных барабанов, которые установлены во всех буддистских монастырях. Остается надеяться, что молитвы, которые мы шептали, когда наш самолет проваливался над Гималями в очередную воздушную яму, тоже засчитаются нам в момент перерождения. Как никак, принадлежало это воздушное судно авиакомпании, названной в честь основателя буддизма.









В Непале предметы искусства, классического и современного, используются в ежедневной религиозной практике. Уникальные творения легко найти в храмах и других религиозных объектах. Понимание тонкостей различных религий позволяет наиболее полно оценить искусство Непала. Непал - единственная страна, в которой индуизм признан государственной религией, но здесь распространены также буддизм, мусульманство и множество других религий. Общее во всех них - ежедневное религиозное выражение. Утром люди собираются в храмах чтобы предложить богам приношения и пуджу.

Индуизм.

Слово Индуизм появилось в 19 веке для определения основных убеждений арийцев - иммигрантов, покинувших Центральную Азию в 1500 до н.э. и местных жителей Индии.
Основные идеи: небесный закон управляет состоянием мира, человек осознает и уважает небесный закон. Ведите жизнь надлежащим индусу образом, соблюдайте правила и все обряды, примите касту по рождению. Система каст определяет кодекс поведения и выполнения обрядов, затрагивает все аспекты жизни: род занятий, прием пищи, свадьбы и др.
Принципы индуизма. Драхма - религиозный закон и моральный кодекс, действуя по которым можно получить просвещение. Карма - баланс настоящей жизни и реакции прошлой. Прожитая надлежащим образом жизнь принесет перерождение в лучшую жизнь. Сансара - цикл перевоплощений, определенных кармой. Мокша - освобождение от сансары, при котором индивидуум объединяется с универсальным временным пространством прошлого и будущего, окончательной ясностью, т.е. Нирваной.
Каждое божество имеет различные имена, различные символы, атрибуты, проявления. Основные Индусские боги - Брахма, Вишну и Шива.
Брахма - создатель Вселенной. Атрибуты - четки, источник святой воды, ковш и книги. Брахма обычно представляется четырехголовым, что позволяет ему наблюдать за миром. Количество существующих статуй Брахмы невелико.
Сарасвати, жена Брахмы - богиня знания и музыки. Она часто изображается играющей на вине (семиструнный музыкальный инструмент) с четками и книгой, восседающая в лотосе на павлине или лебеде, часто с полумесяцем на лбу. Буддисты покланяются ей как одной из форм Манжушри, мудрости Бодхисатвы.
Вишну - хранитель жизни и мира. Атрибуты - раковина, диск, лотос и жезл. Воплощение - Гаруда (Garuda), мифический человек-птица. Он часто появляется в некоторых из следующих форм:
Нараян, что означает "тот, кто исследует все отрасли", или универсальное знание.
Будда, девятое перевоплощение Вишну.
Рама, воин, спасший жену Ситу от Равана, короля демонов острова Цейлон.
Кришна, воплощение мужественности, его околдовывали доярки и пастушки, с которыми он резвился. Формы Рама и Кришна наиболее популярны в Индии.
Шива - разрушение и восстановление. Атрибуты - трезубец, тамбурин, шкура тигра, лингам (фалос). Воплощение - Нанди, буйвол.
Пашупати, хозяин и защитник животных, особенно рогатого скота.
Байрав, форма Шивы, стремящегося разрушать все, включая зло. Обычно его статуя черного цвета, с ожерельем из человеческих черепов.
Хануман, обезьяний бог. Символизирует верность и готовность помочь. Ассоциируется с успешными военными действиями, помогал Рама в борьбе против короля Равана, который заключил его жену Ситу в тюрьму на 12 лет.
Ганеш (Ганапати), один из наиболее популярных богов в Непале. Безошибочный, благотворительный и имеющий огромную силу, он может решить исход любого человеческого предприятия. Сын Шивы и Парвати. Однажды Шива застал Парвати с любовником, и решив, что Ганеш - не его сын, оторвал ему голову. По требованию Парвати Шива пообещал вернуть жизнь Ганешу, для этого он обезглавит первое живое существо, которое встретит в лесу. Он увидел слона, отрубил ему голову, помчался обратно и приставил ее на место головы Ганеша. Ганеш обычно одет в красное, четырехрукий, тело покрыто слоями сандалового дерева. Воплощение - землеройка, иногда крыса или мышь, следовательно, все эти животные священны.
Парвати, жена Шивы. Доброжелательные проявления: Деви, Юма, Шакти или Аннапурна (приносящая изобилие). Злые проялевния: Кали, Дурга и Бхагавати

Буддизм.

Базируется на размышлениях Гаутамы Сиддхарты (GAUTAMA SIDDHARTA), также называемого Саквамуни (от имени мудреца из клана Саква), ставшего позже Буддой (просветленным).
Философская доктрина и кодекс поведения базируется на трех драгоценностях: сам Будда, Дхарма (учение Будды), и Сангха - общество буддистов.
Будда родился в Лумбини, Непал, в 544 до н.э., сын раджы (так называют богатых землевладельцев), искавших причину человеческого несчастья. В результате экспериментов и путешествий достиг просветления через медитацию в Бодх Гая.
Дхарма - доктрина четырех истин, обнаруженных через медитацию:
1. Существование есть несчастье.
2. Все в жизни приносит страдания: рождение, удовлетворение жизненных потребностей и смерть. Начало страдания - в потребностях и желаниях людей и стремление к обладанию материальными ценностями (иллюзия чувств).
3. Несчастье рождается эгоистичными желаниями и страстями.
4. Эгоистичные желания могут устраняться желаниями отречения следующим восемью основными путями:

1. Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное действие.
5. Правильная жизнь.
6. Правильный труд.
7. Правильная бдительность и самодисциплина.
8. Правильное сосредоточение.

Сангха - общество Буддистов. Изначально использовалось для обозначения общества монахов, но в дальнейшем это понятие расширилось. Указывают путь к просветлению.
Около 100 лет после смерти Будды, общество пришло к противоречиям относительно путей к просветлению. Традиционная школа буддистов Тхеравада следует за исходным учением Будды. Школа Махаяна приняла некоторые изменения, относительно пути к просветлению (появился Дзен).
Бодхисаттва - человек, достигший просветления, но вместо перехода в нирвану выбрал обучение других достижению просветления.
Тантризм.
Распространение школы Ахаяна началось в первом веке н.э. на окраинах Индии. Индуисты и буддисты находились в контакте с религиями анимизма и перенимали некоторые их убеждения и упражнения: йога (физические упражнения, необходимые для управления функциями тела), мантры (многократное повторение магических слогов). В конечном счете трансформировался в Ламаизм, распространенный также и в Непале. Такие методы служат целью сократить дорогу к просветлению.
Молитвенные флаги и Молитвенные Барабаны уносят молитвы в небо. Молитвенные барабаны вращают по часовой стрелке, чтобы послать мантры в небо. Обычно это - медный цилиндр с написанными на санскрите молитвами. Внутри барабана лежит пергамент, на котором многократно напечатано тибетское заклинание OM MANI PADME HUM. Некоторые переводы этой мантры:
- О, драгоценность скрытая в лотосе.
- Одна специфическая интерпретация этого заклинания является той же самой молитвой Бодхисаттвы Падмапани: О, Падмапани, дай мне драгоценность в лотосе, которая является благословением в достижении нирваны через учение Будды.
- Более общая интерпретация: О, драгоценность, покоящаяся в лотосе, учение Будды остается чистым в наших умах и душах.

Подавляющее большинство непальцев исповедуют индуизм; немало здесь и буддистов, ведь на юге Непала, в селении Лумбини, по легенде, родился Будда. Индуисты нередко молятся в буддистских храмах, равно как и буддисты – в индуистских. Здесь нет четкого разделения между буддизмом и индуизмом: они очень тесно переплетаются, да и сами верующие не вступают в противостояние друг с другом, равно как и с представителями других религий. Толерантность и веротерпимость – определяющие черты непальского менталитета.

Индуизм

Непал – единственная в мире страна, где индуизм является официальной религией. Вместе с тем на территории именно этого государства родился Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма – древнейшей религии на планете. Статистика утверждает, что индуистами являются 80,6% населения Непала. Впрочем, по неофициальным данным, индуистов в стране значительно больше, правда, не все они исповедуют эту религию в чистом виде, так как практикуют элементы буддизма, анимизма и некоторых местных верований.

Одна из характерных особенностей индуизма – обожествление людей: так, в специальных храмах в Катманду и некоторых других крупных городах Непала живут Кумари – живые воплощения богини Таледжу, которым поклонялся сам непальский король. Он, к слову, до установления в Непале республики также являлся живым божеством – олицетворял бога Вишну.

Отправлением культа в Непале занимаются брахманы – представители особой касты, которые, впрочем, священниками не являются. Они не дают обетов и вне храмов живут обычной жизнью – заводят семьи, занимаются скотоводством, земледелием, ремеслами. А вот странствующие йоги садху, напротив, почитаются как мудрецы, которым мирское чуждо. Они – аскеты, проводящие многие часы в медитациях, путешествующие от храма к храму, живущие на подаяние.

Пантеон индуистских богов обширен, но храмы строятся лишь в честь нескольких из них – Шивы, Вишну, Рамы, Ситы, Парвати, Лакшми. Наиболее почитаемый индуистами всего мира храм Пашупатинатх, посвященный Шиве, стоит в Катманду; верующие мечтают закончить здесь свой земной путь, чтобы переродиться в лучшем воплощении. В храмах совершаются пуджи – жертвоприношения, в ходе которых брахманы убивают принесенных непальцами животных (коз, овец, петухов), чтобы капли их крови попали на алтарь, а затем отдают туши владельцам – мясо можно приготовить дома и съесть.

Краткая информация о стране

Дата основания

Официальный язык

Форма правления

Парламентская республика

Территория

140 800 км² (94-я в мире)

Население

30 430 267 чел. (41-е в мире)

Катманду

Непальская рупия

Часовой пояс

Крупнейший город

Катманду

$31,634 млрд (83-й в мире)

Интернет домен

Телефонный код

Непал - государство в глубине Южной Азии, в центральной части Гималайских гор. На севере граничит с Китаем, на юге, западе и востоке - с Индией. Двадцатикилометровая полоса индийской территории отделяет Непал от Бангладеш. Туристов, любителей горных велосипедов и пеших восхождений, а также альпинистов со всего мира привлекает в Непал не только Эверест, но и еще 150 горных пиков. Осматривая местные буддистские храмы и монастыри, можно окунуться в красоту средневековья, прикоснуться к таинственному азиатскому миру.

Видео: Непал

Основные моменты

Непал считается одной из самых бедных стран мира. Несмотря на это любителей культурного отдыха влечет сюда снова и снова древняя история государства, его культура и религия. Здесь каждый найдет что-то для себя: любители экстрима могут покорить очередную вершину, люди творческие получат источник вдохновения (здешние пейзажи вдохновляют всех), познающие свой внутренний мир, возможно, откроют в себе новую грань (непальцы придают огромное значение духовности).

Нередко сюда едут с целью паломничества, получения благословения на духовные практики. И это неудивительно: ведь Непал - глубоко религиозная страна. 90 % всего населения страны придерживается индуистской веры, около 5 % - буддисты, до 3 % населения - мусульмане. Несмотря на то, что основная религия все же представлена индуизмом, на самом деле она представляет собой смесь буддизма и индуизма.

В стране государственным языком является непальский, однако местные жители часто используют и другие языки в своей речи, к примеру, бходжпури, горкхали, парбатия, майтили, кхас-кура и пр. Всего в Непале существует более тридцати языков и наречий. Что касается торговли и делового сектора, то тут довольно распространено употребление английского языка.

Города Непала

Все города Непала

Природа и климат

Непал - одна из самых высокогорных стран мира. 6/7 территории заняты лабиринтом гималайских хребтов, сравнимых с гигантской лестницей к заоблачным высотам, на ступенях которой пересекались пути народов, смешивались языки, сближались религии и культуры. Протяженность страны с юга на север составляет всего 250 км, но разность колебаний по высоте достигает 8600 м, что обуславливает быструю смену природных ландшафтов.

Климат уникален своей разнообразной гаммой на небольшом пространстве: от тропического до холодного (аналог арктического, и величиной осадков от 250 до 3500 мм. Здесь банановые пальмы и северные березки почти соседи, а снежный барс обитает неподалеку от мест, где водятся тигры и носороги. Непал представляет собой зону этнической границы между народами североиндийского и тибето–гималайского происхождения: выделяются области буддийской (ламаистской) культуры (Главный Гималайский) хребет, индуистской культуры (юг страны) и область культуры пахари, сочетающая особенности буддийской и индуистской культуры (Средний Непал).

В зоне между хребтом Махарабхат и Большими Гималаями расположен жизненный центр Непала - Долина Катманду. Здесь в непосредственной близости находятся три старейших города страны: столица Катманду (основана в VIII в.), Лалитпур или Патан, Бхактанпур. Паломничество к святым местам - характерное явление для Непала. Недалеко от Катманду находятся храмовый комплекс Пашапатинах, храмы Муктинах и Махендранатх, древняя скульптура бога Вишну (VII в.).

В самом глухом и труднодоступном уголке страны - высокогорном Северном Непале в 1976 г. открыт национальный парк «Сагарматха ». Небольшие самолеты из Катманду доставляют сюда туристов и альпинистов. Здесь построены гостиницы, а обслуживание гостей стало основным доходом местного населения. В горах Непала оборудованы трассы для рафтинга и трекинга.

Культура

Непальское общество преимущественно сельское. Социальная жизнь в деревнях вращается вокруг семьи, которая возглавляется отцом. С увеличением семьи сыновья, как правило, обособляются от родителей в поиске дополнительной земли. Собственность семьи при ее разделе делится на равные части среди сыновей. Поэтому, земельные владения каждой семьи чрезвычайно фрагментарны. Часто для создания ирригационных каналов сельские жители объединяют свои ресурсы и силы. Основными продуктами питания в большинстве районов страны являются рис, ячмень, просо и картофель.

Непальские женщины повсеместно зависимы от мужчин и имеют слабый доступ к образованию, экономическим ресурсам и политической власти. Их тяжелое положение, однако, меняется от одной этнической группы к другой. Среди народов сино-тибетской семьи статус женщин относительно выше, чем в индо-непальских общинах. Вообще, труд женщин тяжелее и продолжительнее, чем у мужчин. Они вынуждены заботиться о домашнем хозяйстве, носить воду, кормить животных и работать в поле. Женщины в семьях высшего класса имеют домработниц.

Возрождение художественной и интеллектуальной жизни в Непале произошло после свержения режима Рана. Непальские произведения поэзии и литературы подчеркивают патриотизм и национальную гордость. Непальских художников вдохновляют индуистские и буддистские религиозные ценности. Жизнь богов, святых и героев, отношения индивидуума с обществом и вселенной отражается в скульптуре, архитектуре и драме. В долине Катманду находятся многочисленные храмы и святыни. Широко распространены народная музыка и танец. Религиозные церемонии проходят под барабаны и музыкальные инструменты. В сельских районах важной частью культурной жизни являются религиозные песни. Программы «Радио Непала» передают народную музыку, чтобы способствовать сохранению традиционной культуры страны.

Достопримечательности

Особенно много достопримечательностей сохранилось в столице Непала - в Катманду. Подлинный центр древней архитектуры тут - Дарбар. Это площадь, на которой находятся храм Таледжу, старый королевский дворец, давший название городу храм Кастамандал, дворец живой богини.

В 12 километрах от столицы расположен городок Лалитпур, который практически слился с Катманду. Городок был основан в 229 году, так что в его центре можно найти сосредоточение большого количества индуистских храмов и древних буддистских пагод. В 1723 году был сооружен храм Кришна Мандир в честь восьми жен короля Малла. После смерти мужа эти женщины приняли сати (обряд самосожжения).

Существует легенда, согласно которой на границе Непала и Индии, в местечке Лумбини, индийская царевна Майя дала жизнь принцу Сиддхартху Гаутаме. По сей день верующие всего мира оберегают это место. Многие годы подряд археологи проводят на этом месте раскопки и исследования. В создание здешнего мемориального парка, а также в строительство многих буддийских храмов городка внесла вклад каждая буддийская страна.

На северо-востоке, недалеко от Катманду находится еще одно место поклонения - монастырь и храм Намо Будда. По преданию, именно там Будда накормил голодную тигрицу своей плотью для того, чтобы животное могло выкормить своих детенышей. При храме функционирует отель, где можно остановиться на несколько суток.

Ступа Боднатх является одной из самых крупных святынь Непала. Она лежит чуть севернее Катманду, на расстоянии 10 километров.

Одного из самых главных индуистских богов - Вишну (или Нарайяеа) - особенно почитают в Бхактапуре (в переводе с санскрита «город верующих»). Здесь больше десяти храмов, посвященных этому богу, а также много других культовых сооружений, которым просто нет цены. На главной площади этого города стоит дворец, где раньше проживала королевская династия Малла. В постройке 55 окон, рисунок резьбы которых ни разу не повторяется. Золотые врата, расположенные рядом с дворцом, проведут вас в индуистский храм. Напротив ворот стоит памятник Бхупатиндру Малла, правителю XVII века. Также город украшает пятиярусной пагодой Ньятапола.

Наиболее мистическим и захватывающим путешествием будет поездка в Ло и Мустанг (королевство внутри королевства). Оно расположено на северо-западе страны, на тибетской границе. Сегодня в оазисе Ло живет примерно 8 000 человек. Все они хранят тайны древних манускриптов. Столица королевства расположена на высоте 4 000 метров на высокогорном плато, которое скрыто горными реками, семью перевалами и горными ущельями.

Рядом с индийской границей, в долине Терай, можно осмотреть непальские джунгли. Долина Читвана, что между рек Рапти и Нараяни, славится как место охоты на носорогов и тигров со времен правления династии Рана. Этот район был взят под охрану государства после того, как в 1973 году его объявили Национальным парком. Площадь парка составляет 1040 квадратных километров. На его территории в естественной среде обитают носороги, дикие слоны и буйволы, медведи и бенгальские тигры.

Обязательно посетите курортные городки Нагаркокт и Покхара, которые привлекают основную массу туристов благодаря кристально чистому воздуху и удивительным пейзажам. Второй курортный городок лежит на берегу озера Фева-Тал. В самом центре озера есть островок, на котором стоит индуистский храм. В окрестностях городка много монастырей, священных пещер, водопадов и озер. Именно отсюда идет большинство туристических троп и маршрутов в горы. А еще в Покхаре расположен самый большой базар страны. Он протягивается на 7 километров, и тут можно купить абсолютно все.

Все достопримечательности Непала

Кухня

Местная кухня отличается простотой, но с соблюдением традиций. Частыми гостями на столе являются чечевица, рис, бобы, иногда в блюда добавляют мясо или овощи. Если хотите попробовать интересные национальные блюда, закажите «момо» (что-то наподобие пельменей) или «дл-бат» (рис с чечевичной похлебкой и разными соусами).

Особенно распространено у непальцев использование большого количества специй - без них не обходится ни одно блюдо. Будьте готовы к тому, что непальская кухня окажется для вас чересчур острой.

Стоимость одной порции в ресторанах и кафе копеечная. Правда, в связи с тем, что в Непал с каждым годом ездит все больше туристов, открывается большое количество новых ресторанов, которые рассчитаны на состоятельного посетителя.

Традиционным алкогольным напитком считается рокси - непальская рисовая водка. Иногда ее крепость может превышать 40 градусов. Можно попробовать и рисовый самогон ракши в деревенской местности (но учтите, что он очень крепкий).

Проживание

В стране не очень развит гостиничный бизнес, так что отели можно найти только в крупных городах Непала и в столице.

Что касается маленьких поселений и городков, то тут пользуются популярностью так называемые гестхаусы (гостевые домики). Количество кроватей в комнате может достигать шести, а удобства располагаются, как правило, во дворе (редко на этаже). Часто есть душ, но ввиду низких температур его не всегда можно использовать. В таких ночлежках может быть не предусмотрено постельное белье.

Тем, кто предпочитает удобные и обжитые туристические места, рекомендуем отправиться в Тамель - туристический район Катманду, ориентированный на европейского гостя. Здесь есть отели с отличным сервисом, а есть и скромные гостиницы. Цена за номер в пятизвездочном отеле может достигать 250 $ за стуки.

Если вы хотите окунуться в местную атмосферу целиком, рекомендуем вам жилье в районе Фрик-стрит в Катманду. В 60-х годах это место было облюбовано хиппи, в честь чего и получило свое название. Конечно же, уровень комфорта и услуг здесь гораздо ниже, но привлекает не меньше туристов, предпочитающих аутентичный отдых. Цена за комнату в этом районе начинается от 10 $.

При поиске комнаты учтите: желательно брать жилье с выходящими во двор окнами, иначе вам будет очень сложно отдыхать и спать. Будьте готовы и к тому, что заявленные звезды в отелях не всегда соответствуют действительному положению вещей.

Развлечения и отдых

В Непал едут не только за красивыми видами - здесь есть масса развлечений для тех, кто предпочитает отдыхать активно.

Очень популярными среди туристов являются велосипедные туры или байкинг. Местные специалисты могут организовать велосипедный тур с кемпингом. Вы можете привезти велосипед с собой или взять его напрокат в Катманду или других городах.

Одним из лучших в мире является местный рафтинг. В Гималаях берут свое начало многие горные реки, и они предоставляют любителям такого отдыха возможность пробовать свои силы. И новички, и опытные экстремалы могут получить здесь свою дозу адреналина.

Достаточно распространенным в Непале является альпинизм, однако покорять горные вершины, не имея необходимого опыта, здесь не рекомендуется: склоны гор слишком крутые. Кроме того, велика вероятность схода лавин.

Если вам больше по душе спокойные виды отдыха, вы можете нанять гида и пройтись с ним по здешним джунглям. Здесь можно наблюдать целые семейства носорогов и слонов, а вот встреча с бенгальским тигром очень редка. Возможно, зверь избегает встречи с человеком еще и по генетической памяти о тех временах, когда его истребляли в больших масштабах только для того, чтобы угодить знати.

Можно гулять по джунглям и другим способом - спуститься на каноэ по реке.

В джунглях обитает больше 100 видов пресмыкающихся, в том числе кобра и питон. Но Вы можете не беспокоиться о своей безопасности - это будет делать за вас местный гид. Все, что требуется от вас - это выполнять все его указания и рекомендации.

Шопинг

Туристы будут приятно удивлены количеством магазинчиков и лавок, рынков и прочих мест, где можно купить разные традиционные экзотические изделия народного промысла. Это могут быть поделки в этническом стиле, украшения, национальная одежда и прочие изыски, которые опустошают кошельки туристов.

На удивление, качество непальских вещей довольно высокое. Большинство товаров выполнены вручную, но «напороться» на дешевую подделку тоже можно - будьте внимательны.

В большом разнообразии представлена в Непале одежда. Отсюда вы можете привезти прекрасный сувенир в виде домотканого полотна с традиционной вышивкой, хлопковую рубашку с забавными надписями и рисунками или другую национальную одежду. Основная масса магазинов расположена в Тамеле и в районах, окружающих эту часть города.

Если вы любитель украшений, то выбор колец и браслетов, ожерелий из дерева, кости яка, камней и ниток бисера вас точно порадует.

Очень часто гости увозят с собой сувениры из бронзы или других металлов. Это могут быть колокольчики, статуэтки божества, поющие тибетские чашки. Все это очень красиво, но дорого.

Но, пожалуй, самый ценный во всех смыслах подарок из Непала - ковер. Здесь есть и тибетские ковры, история которых началась еще 2 000 лет тому назад. Их сюда привозят торговцы из Тибета, так что цены могут быть изрядно завышены. Гораздо выгодней купить ковер из Непала: он не уступает тибетскому по качеству.

Из Непала редко уезжают без традиционных деревянных масок или других изделий из дерева. Вы можете выбрать маску любой религии - индуистскую, буддистскую, а также с любым настроением (страшную, смешную или забавную).

Помните о том, что стоимость изделий (ковров, чая) будет ниже в тех местах, которые удалены от туристических центров.

Торг в здешних местах приветствуется. Правда, есть пара моментов - торговаться нельзя в тех магазинах, в которых стоит фиксированная цена, а еще не стоит торговаться с тибетцами.

Транспорт

В Непале насчитывается около 44 аэропортов. Некоторые из них рассчитаны на работу во время сезона дождей.

Очень много пассажиров в «пиковое» время, так что даже если у вас есть билет на самолет, обязательно позвоните в аэропорт за пару дней до вылета и подтвердите свое намерение. Это нужно для того, чтобы ваше имя невзначай не «выскочило» из списка, не пропало, что, к сожалению, тоже случается.

Основным способом передвижения по стране является автобус. Он же самый дешевый и самый популярный, так что не удивляйтесь, если встретите донельзя переполненную коробку на колесах. В этом же виде транспорта местные жители часто перевозят мелких домашний скот и птиц, а значит, поездка выдастся веселой.

Более удобным вариантом для туристов будет маршрутное такси. Но в качестве альтернативы можно поехать и на немногочисленных туристических автобусах, которые более комфортабельны, но они и дороже.

В Непале практически нет железных дорог.

В столице курсируют троллейбусы и автобусы (правда, у них нет постоянного расписания или четкого маршрута), такси и маршрутки, мото- и велорикши.

Туристы чаще всего пользуются такси, оплата которого осуществляется по предварительной договоренности.

Рикши - доступный и недорогой способ передвижения. Обязательно воспользуйтесь их услугами, если вы впервые оказались в восточной стране.

Кроме того, вы можете арендовать автомобиль напрокат, правда, для этого вам понадобятся права международного образца. Особенно популярно брать в Непале напрокат велосипеды и мотоциклы.

Связь

Мобильная связь Непала представлена форматом PDC, который не совмещается с телефонами GSM-формата, так что при покупке сим-карт на месте берите напрокат или покупайте еще и телефон. Главным оператором считается Nepal Telecom, однако он покрывает территорию только столицы, Покхары и близлежащих местностей. В последнее время компания старается активно увеличивать территорию охвата. Сотовая связь не будет работать в горных районах страны.

Роуминг между Россией и Непалом будет возможен только посредством спутниковой связи Thuraya, для которой необходимо приобрести или взять в аренду специальный мобильный телефон.

Вообще, телефонная связь в этой стране развита слабо. Только в столице и очень крупных городах вы сможете найти телефоны-автоматы. Удобней всего совершать международные звонки через переговорный пункт или через оператора в гостинице.

Безопасность

С сентября 2012 года МВД Непала ввело для альпинистов и туристов обязательное условие: при посещении страны обязательно сопровождение минимум одного горного гида или непальского шерпы. Все это делается для безопасности гостей страны, в которой нередки случаи пропажи иностранных туристов. В сутки одному шерпе нужно будет платить от 10 $.

Хоть в Непале очень низкий уровень преступности, избегайте одиночных прогулок в вечернее время, храните в сейфах крупные суммы денег и драгоценные вещи.

При вождении автомобиля помните, что в Непале движение левостороннее, а правила вождения другими участниками соблюдаются лишь условно. Тут нет пешеходных переходов и светофоров.

Недвижимость

В Непале рынок недвижимости развивается огромными темпами. Тут активно идет постройка жилых домов и квартир. На плоскогорных районах строятся новые поселения и города. Однако вы не найдете большого количества предложений недвижимости, а все дело в специфической экономической и политической системе страны.

Непал является одной из самых бедных стран в мире. Вот почему спрос на недвижимость опустился почти на 100 %. О жилой недвижимости практически не идет речи, потому что она очень низкого качества, ведь в большинстве домов нет средств коммуникаций.

Специалисты рекомендуют приобретать в Непале элитную дорогую недвижимость, к примеру, виллы или коттеджи в столице Катманду. Ориентировочная цена такого жилища будет равна 120 000 € (14 комнат). Причем такое жилье будет кардинально отличаться в отношении оборудования от обычного жилого комплекса.

Расплачиваясь с местными жителями, помните, что Непал - страна бедная, так что тут не в ходу крупные купюры. У продавцов и таксистов просто не найдется сдачи, а в некоторых пунктах обмена валюты могут отказаться принимать к обмену сотенную долларовую купюру. Используйте только целые, неповрежденные, чистые купюры, в противном случае деньги просто не примутся.

Что касается таможенного режима, то тут все вещи подвержены обязательному тщательному осмотру. Обязательны для декларирования видеокамеры, часы, велосипед, электрические бытовые товары, так как они подлежат обязательному вывозу из страны.

Нельзя вывозить за территорию страны драгоценные камни и металлы, рога и шкуры диких животных, самих животных.

Чтобы вывезти антикварные предметы, нужно оформлять в месте покупки специальный сертификат. А для вывоза картин, икон и металлических статуй, изображающих богов, понадобится разрешение Департамента Археологии Непала.

Запрещено также ввозить и вывозить национальную непальскую валюту. Если у вас остались местные деньги, вы можете обменять их на другую валюту в аэропорту перед вылетом.

Так как валютные «менялы» тут встречаются на каждом шагу, вам стоит знать, что пользоваться их услугами официально запрещено.

Тут не принято оставлять чаевые, однако это допустимо. Если вам очень понравилось обслуживание, нужно просто отрицательно покачать головой в сторону сдачи, чтобы персонал понял, что может оставить деньги себе.

Существует целый свод правил поведения в непальских ступах и монастырях, так как они в жизни непальцев, проводящих там большую часть времени, занимают особое место.

  • Религиозные буддистские сооружения нужно обходить слева по часовой стрелке.
  • На территорию храмов нельзя проносить изделия из кожи (кстати, обуви это тоже касается).
  • К верующим, как и к их подношениям для богов, ни в коем случае нельзя прикасаться.
  • Женщины не должны касаться монахов.
  • Запрещено умываться водой, которая течет в водяную молитвенную мельницу.
  • На экскурсии лучше надевать закрытую одежду, иначе вы рискуете быть резко осужденными местными жителями.

Помните, что непальцы очень непунктуальны. Все дело в том, что они иначе относятся к понятию времени. Случается, что, договорившись о встрече, непальцы могут ждать друг друга сутки.

У местного населения своя система исчисления возраста человека. Новорожденный здесь уже имеет в своем запасе год. А если человек посвятил год своей жизни в монастыре, то этот год не считается при исчислении его собственного возраста.

В Непале не следует давать или принимать что-либо левой рукой. В стране нет туалетной бумаги, и левую руку непальцы используют в гигиенических целях. Поэтому ее считают «нечистой».

Что касается приема пищи, то тут также есть свои правила. Кушать и брать еду можно лишь правой рукой. Недопустимо пробовать еду из чужой тарелки или просто касаться чужого блюда. Пьют жители Непала так, чтобы не коснуться чаши или кувшина губами.

Если вы на рынке, то нельзя прикасаться к продуктам, которые выложены на лотке. Делать это можно лишь после того, как продавец сам положит их для вас в мешок.

Непальцы обычно не используют столовые приборы, однако они есть почти в каждом доме. Тут принято есть дважды в день. На столе очень скудный выбор блюд. Если же непальцы ждут гостей, то последние приносят с собой угощения.

В этой стране запрещено законом убивать животных и вырубать зеленые насаждения.

Визовая информация

Что касается визовых вопросов, то полную информацию в Москве можно получить в посольстве Непала, которое расположено по адресу: 2-й Неопалимовский пер., 14/7. Дозвониться в посольство можно по телефону (+7 495) 244-0215 или посредством электронной почты: [email protected].

Виза в Непал будет оплачиваться после прибытия в страну. Для ее оформления вам понадобится фото паспортного образца. Стоимость визы будет зависеть от количества дней пребывания в стране.

Если вы приехали в Непал для треккинга, вам необходимо будет дополнительно взять для этого разрешение в Департаменте иммиграции Непала, а также внести денежный взнос от 10 до 700 $ за семь дней. Но есть и такие районы, для посещения которых разрешение не обязательно (например, Лангтанга, Эвереста, Рара, Аннапурны).

Здравоохранение, образование, сми

Непал относится к наименее экономически развитым странам и по уровню жизни стоит на одном из последних мест в мире. Годовой доход на душу населения составляет 220 дол. Почти половина населения находится за чертой бедности. Система социального обеспечения развита слабо.

Структура здравоохранения развита слабо. Среди болезней, особенно в сельских районах, преобладают эндемичный зоб, что связано с дефицитом йода, отит, полиомиелит, тиф, туберкулез и дизентерия. В некоторых районах, особенно в высокогорье, встречаются случаи заболевания проказой. Благодаря специальным программам значительно сокращена заболеваемость оспой и малярией, особенно в регионе тераев. Серьезной проблемой остается недоедание, особенно в горных и предгорных районах, где люди часто испытывают нехватку продовольствия. Младенческая смертность составляет 71 на 1,000 живорожденных (2003).

В 1990 в Непале действовало 123 больницы на 3,600 коек (1 койка на 4283 чел.). Внебольничную помощь оказывали 18 медицинских центров и 816 медицинских постов.

При правлении семейства Рана доступ к образованию имел только высший класс. Система бесплатного и обязательного начального образования для всех детей существует с 1975.

Все дети от 6 до 10 лет обязаны посещать начальную школу. В 1994–1995 учеб. году их число достигало 3,2 млн. (или ок. 80% от соответствующей возрастной группы). После ее окончания они могут поступать в среднюю школу, которая состоит из двух ступеней (3 и 2 года обучения). В 1994–1995 учеб. году в средних школах обучалось 944 тыс. учащихся, что составляет лишь 37% детей в возрасте от 11 до 15 лет (соответственно 48,7% всех мальчиков и 25% девочек). Препятствием для продолжения образования остаются экономические и культурные факторы, в частности предубеждения против обучения девочек и активное использование детского труда.

Крупнейший научный и учебный центр – Университет им. Трибхувана в Катманду (осн. в 1958 на базе Тричандра-колледжа). В него входят 69 колледжей. Основные высшие учебные заведения страны – Санкритский университет им. Махендры (Катманду, осн. в 1986), Университет Катманду (осн. в 1991), Университет Покхара (осн. в 1966) и Университет Пурбанчала (Биратнагар, осн. в 1995). В столичном университете Трибхувана в 1990 насчитывалось 71 тыс. студентов.

В 1990 Непал начал 12-летнюю программу грамотности, направленную на обучение 8 млн. чел. в возрасте от 6 до 45 лет. В результате уровень грамотности среди населения старше 15 лет возрос с 25% в 1991 до 45,2% в 2003. Однако существует большой разрыв между уровнем грамотности среди мужчин (62,7%) и женщин (27,6%). Уровень грамотности горожан гораздо выше, чем сельских жителей.

В Катманду находятся крупнейшие библиотеки – Национальная библиотека (35 тыс. тт. и 7500 древних рукописей), библиотека университета им. Трибхувана (40 тыс. тт.), Центральная библиотека, Национальный музей Н. (основан в 1938).

Согласно официальным данным, к концу 2000 по всей стране было зарегистрировано 1536 ежедневных, еженедельных и двухнедельных газет, представляющих различные политические течения, тематику, культуру, этнические группы и интересы. Большинство газет издается в Катманду, крупнейшие среди них – «Горкхапатра» («Газета гуркхов», с 1901, тираж 75 тыс. экз.), «Непали» («Непалец», с 1958, тираж 43 тыс. экз.). Выходят три основные англоязычные ежедневные газеты: «Катманду пост», «Спейс тайм тудей» и «Райзинг Непал». Общий тираж всех газет свыше 250 тыс. экз. В Катманду находится про-правительственное «Национальное информационное агентство» (Раштрия Самачар Самити – РСС).

Правительству принадлежит «Радио Непала» (осн. в 1951) и «Национальное телевидение Непала». «Радио Непала» охватывает своим вещанием на коротких и средних волнах всю территорию страны; передачи ведутся на непали и английском языках. Зарегистрировано 43 частные FM радиостанции (HBC 94 FM, Radio Sagarmatha, Kantipur FM и др.), передающие собственные выпуски новостей. Государственное «Национальное телевидение Непала» работает с 1986. Имеются также пять частных телевизионных каналов, передающих преимущественно развлекательные программы. В городах действуют почти 200 кабельных телевизионных операторов, распространены спутниковые антенны. Зарегистрировано около 840 000 радио- и 170 000 телевизионных приемников (1997). На 1 тыс. жит. приходится в среднем 39 радиоприемников и 7 телевизоров.

В городах быстро возрастает использование компьютерной техники и сети Интернет. Доступ к сети Интернет осуществляют шесть Интернет-Провайдеров (ISP). В целом на 1 тыс. жит. приходится 11,6 телефонов, 2,7 компьютера и 0,05 доступа в Интернет. Количество пользователей сети Интернет более 60 тыс. (на 2002).

С объявлением чрезвычайного положения (2001) свобода прессы несколько ограничена. Закон строго запрещает СМИ критиковать или высмеивать короля или любого члена королевской семьи. По данным группы «Репортеры без границ», после объявления чрезвычайного положения более 100 журналистов были арестованы силами безопасности, некоторые из них подвергались пыткам.

Экономика

По классификации ООН, Непал относится к наименее экономически развитым странам мира; почти половина его населения живет за чертой бедности. Низкий уровень развития обуславливают изолированность страны, многоукладность экономики, феодальные пережитки, нехватка финансовых ресурсов и природные условия.

В 2003 ВВП Непала составил 5,85 млрд. долл., или 242 долл. на душу населения. Ежегодные темпы роста ВВП невелики: в 1990–1999 они были менее 5%, в 1999/2000 – 6,5%. Под влиянием замедления роста мировой экономики, темпы экономического роста в 2000 снизились до 3,7%. Реальный рост ВВП в 2001/2002 составил всего 0,8%, достигнув самой низкой отметки за последние 20 лет. Хотя в следующем году положение удалось стабилизировать, реальный рост ВВП не превышает 2,4%.

Непал преимущественно аграрная страна. Важную роль в экономике играет сельское хозяйство, а также внешняя торговля и туризм. Доля сельского хозяйства в ВВП – 40%, промышленности – 22%, сферы услуг (туризм, торговля, транспорт и т.д.) – 37% (2002).

Экономическое развитие страны с 1955 осуществляется на основе государственных планов. За этот период было принято 9 государственных планов. В настоящий момент выполняется Десятый план (2002–2007). Основное внимание первых четырех планов было сконцетрировано на развитии инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Однако многие поставленные тогда задачи не были реализованы. В последующем акцент государственных планов сместился на развитие сельского хозяйства и промышленности, а также борьбу с бедностью. До середины 1970-х преимущественное внимание уделялось развитию государственного сектора экономики. В конце 1970-х – начале 1980-х стало резко сокращаться государственное промышленное производство, поощряться частное предпринимательство и иностранные инвестиции. Начиная с мая 1991, правительство взяло курс на либерализацию экономики, поощряя иностранные инвестиции. Правительство сократило государственные расходы за счет снижения субсидий, сокращения числа государственных служащих, приватизации промышленных предприятий и замораживания неперспективных проектов развития. Наиболее перспективные отрасли: обрабатывающая промышленность, туризм, энергетика, сфера обслуживания, лесное и сельское хозяйство.

Численность экономически активного населения – более 10 млн. человек (1996). В сельском хозяйстве занято 81% рабочей силы, сфере услуг – 16%, промышленности – 3%. Уровень безработицы 47% (2001).

История

Некогда долина Катманду лежала на дне огромного горного озера. После землетрясения вода озера сошла (по легенде - боддхисатва Манджушри рассек воду магическим мечом, по другой легенде это был Кришна, который с помощью посоха образовал Чобарское ущелье, через которое ушла вода), и долина была заселена многочисленными людьми из окрестных регионов, образовавшие народ невари. Долина отличалась высокой плодородностью, а население - большими талантами в искусстве и ремёслах, и стала знаменита по всей восточной Азии.

Непал переживал эпохи расцвета и падения. Ещё до нашей эры в Непал пришёл Буддизм, и Непал являлся оплотом буддизма во всем гималайском регионе, а также важным перевалочным пунктом на торговых путях между Индией, Тибетом и Китаем.

Расцвет Непала произошёл во время неварской династии Малла, оставившей наиболее заметный след в истории Непала обилием сохранившихся по сей день великолепных архитектурных памятников, в значительной степени сформировавших облик страны в глазах остального мира. Недаром эпоха правления Малла носит название «Золотая Эра».

В 1768 король царства Горкха Притви Нараян Шах завоевал долину Катманду и перенес свою столицу в город Катманду. Таким образом было положено начало правление в Непале династии Шах, продолжавшееся по прямой линии по сей день, пока монархическая форма правления не была изменена на республиканскую.

15 сентября 1846 заговорщики во главе с Джанг Бахадуром - молодым амбициозным и жестоким аристократом из касты Чхетри на западе Непала - совершили кровавый дворцовый переворот, названный «Резней в Кот». В течение более столетия династия премьер-министров Рана управляла страной, и хотя это время характеризуется изоляцией страны и стагнацией почти во всех областях жизни, Непал сумел сохранить свою независимость в то время как европейские колониальные державы подчинили себе практически весь мир.

В конце 1950 г. король Трибхуван покинул свой дворец, укрывшись в посольстве Индии, откуда он затем бежал в Индию. В это время сторонники БП Койралы захватили власть в большей части Тераев и сформировали Временное правительство в пограничном с Индией городке Бирганж. В Непале начались столкновения сторонников ННК и династии Рана, в ходе которых ни одна сила не достигла решающего перевеса. Тогда вмешалась Индия, и предложенный ею план урегулирования был принят обеими сторонами. В соответствии с этим планом, король Трибхуван вернулся в столицу в 1951 и сформировал новое правительство, включающее как сторонников Рана, так и представителей ННК. С вековой изоляцией страны было покончено Непал установил отношения со многими государствами мира.

В 1955 король Трибхуван умер (его именем назван, в частности, столичный аэропорт), и на престол вступил его сын Махендра. Он провозгласил новую конституцию, в соответствии с которой в 1959 в Непале устанавливалась парламентская система. В 1972 король Махендра умер, и на престол вступил его сын Бирендра, получивший блестящее образование в Итоне и Гарварде.

Вместе с тем, население, в большинстве своем ожидавшее немедленного улучшения жизни после введения демократии, быстро разочаровалось в правящей партии, в стране опять начались массовые беспорядки, и правительство было вынуждено назначить досрочные выборы в 1994. На этих выборах победу одержала Объединённая Коммунистическая партия (марксистко-ленинская) под руководством Ман Мохан Адхикари. Создалась уникальная политическая ситуация: коммунистическое правительство при теократической монархии (Непал - одна из немногих стран, в которых индуизм провозглашен государственной религией). Однако, эта ситуация продолжалась недолго: уже в сентябре 1995 правительство коммунистов получило вотум недоверия и вынуждено было уйти в отставку, и к власти пришла трёхпартийная коалиция из ННК, правой партии Растрия Праджатантра и проиндийской партии Непал Сабдхавана.

С 1996 года маоистская оппозиция Непала приступила к активным действиям, и в Непале с тех пор продолжалась гражданская война. Правительство не может справиться с растущими проблемами, высокой коррупцией чиновников, и время от времени страна переживает серьёзные кризисы, связанные с разрухой и голодом на удалённых территориях. Высокий наплыв зарубежных туристов, который имел место в середине 1990-х годов, стал сокращаться, и к 2005 упал в десять раз, что ещё больше ударило по экономике Непала.

1 июня 2001 наследный принц Дипендра на традиционном обеде, посвящённом встрече всей королевской семьи, расстрелял всех присутствующих, а потом застрелился сам. При этом погиб король Бирендра и почти все члены королевской семьи. На трон вступил его дядя Гьянендра.

Пытаясь стабилизировать обстановку, Гьянендра прибег к ряду непопулярных мер, вплоть до запрета политических партий и роспуска правительства, перемежая активные военные действия против маоистов с переговорами. Между тем маоисты взяли под свой контроль значительную часть территории Непала, тогда как правительственные войска прочно удерживали долину Катманду, окрестности Покхары, наиболее населённую часть тераев и районы основных туристских маршрутов в окрестностях Эвереста и Аннапурны.

В 2005 король фактически распустил парламент.

Выступая против авторитарных мер со стороны короля, ведущие политические партии вступили в союз с маоистами. 11 июля 2006 парламент Непала лишил короля Гьянендру права накладывать вето на законы и законопроекты. За месяц до этого депутаты единодушно отобрали у короля должность верховного главнокомандующего армией, лишили иммунитета (отныне его можно отдать под суд), а также обязали платить налоги. Кроме того, депутаты постановили отныне считать Непал - единственное в мире полностью индуистское королевство - «светским государством», отобрав таким образом у Гьянендры титул инкарнации Вишну. Было сформировано коалиционное правительство.

21 ноября 2006 правительство из семи партий заключило мир с маоистами, объявив о завершении гражданской войны. По условиям этой сделки маоисты согласились сложить оружие. За это премьер-министр Гириджа Прасад Койрала, в мае 2006 ставший главной фигурой в стране, пообещал отдать маоистам 73 из 330 депутатских мест в новом парламенте.

14 января 2007 парламент принял временную конституцию, по которой король лишается статуса главы государства и властные функции передаются премьер-министру. При этом маоисты добились увеличения представительства в парламенте до 83 мест, стали крупнейшей оппозиционной партией и получили места в кабинете министров. Непальский национальный конгресс во главе с премьер-министром получил 85 мест.

На 20 июня 2007 года в стране были назначены выборы в Конституционную Ассамблею. Либералы - сторонники премьер-министра Койралы - считают, что Непал должен быть конституционной монархией, а король должен быть помещён под бессрочный домашний арест за подавление народных демонстраций. Одновременно на севере Непала вооружённые отряды маоистов начали сдавать оружие в специальные хранилища, которые будут контролироваться международными наблюдателями. Приём оружия осуществляет специальная комиссия из сотрудников ООН и ветеранов британских колониальных войск из числа непальских горцев-гуркхов.

Выборы были перенесены на 22 ноября 2007. На первом заседании депутаты Конституционной Ассамблеи должны были бы решить судьбу монархии в Непале. Хотя во временную конституцию в апреле 2007 принята поправка, позволяющая сделать это непосредственно парламенту до выборов в Конституционную Ассамблею, в случае, если король будет препятствовать выборам в Конституционную Ассамблею. После этого депутатам Конституционной Ассамблеи предстоит выработать текст нового основного закона страны. Маоисты настаивают на окончательном превращении Непала в парламентскую республику и казни короля Гьянендры. В сентябре маоисты выдвинули требование о провозглашении республики и замене смешанной системы голосования на пропорциональную на внеочередной сессии временного парламента, которая открылась 11 октября 2007. 5 октября в очередной раз на неопределенный срок были отложены выборы в Конституционную Ассамблею. Голосование по вопросу провозглашения республики и замены выборной системы из за вмешательства промонархических сил (Непальский Конгресс, Объединенная Марксистско-Ленинская Компартия Непала) уже трижды переносились сначала на 14 октября, потом на 16 октября и последний раз на 29 октября 2007. 4 ноября внеочередная сессия завершилась. Большинством голосов было принято постановление поручить правительству разработать проект дополнений в конституцию, позволяющих провозгласить Непал Республикой, а также изменить выборную систему со смешанной (50 %+50 %) на пропорциональную, для рассмотрения на очередной сессии парламента, которая открылась 19 ноября 2007, но через 11 минут после открытия следующее заседание было отложено до 29 ноября.

Несмотря на принятие на съезде 22-23 сентября 2007 партией Непальский Конгресс решения голосовать на Конституционной Ассамблее за установление Республики, именно эта партия во главе с премьер-министром Гириджей Коиралой являлась основным препятствием к установлению республиканского строя в стране. Некотороые члены партии открыто завляли, что будут игнорировать решения внеочередной сессии парламента от 4 ноября 2007 о разработке законодательства, позволяющего провозгласить республику на текущей сессии парламента. Маоисты же поставили во главу угла вопрос о Республике и пропорциональной выборной системе - пока Непальский Конгресс будет препятствовать провозглашению республики и изменению выборной системы, маоисты будут препятствовать решению вопроса о назначении выборов в Конституционную Ассамблею.

28 декабря 2007 временный парламент провозгласил Непал демократической федеративной Республикой. Решение подлежало утверждению Конституционной Ассамблеи, выборы которой запланированы на середину апреля будущего года. До тех пор король Непала Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев, лишенный реальной власти, продолжал по-прежнему жить в царском дворце.

28 мая 2008 в 23:26 по местному времени Учредительное Собрание Непала 560 голосами против 4 (члены монархической Раштрия Праджантра Парти) провозгласило Непал Федеративной Демократической Республикой. Непал будет парламентской республикой. Исполнительную власть возглавит премьер-министр. В освобождённом королевском дворце будет размещён музей.

Политика

До 1951 Непал был автократическом государством, где король находился под большим влиянием феодальной знати. Примерно с 1850 по 1951 реальная власть полностью принадлежала роду Рана, в чью наследственную монополию превратился пост премьер-министра. Лишь в результате дворцового переворота 1950 непальскому монарху удалось восстановить свои права и установить правление, которое было поддержано населением страны.

В 1959 король Махендра обнародовал конституцию, согласно которой Непал провозглашался конституционной монархией. Были проведены первые в истории страны выборы в парламент. На них победила партия Непальский конгресс, лидер которой Б.П.Коирала стал премьер-министром. Однако в 1960 король Махендра восстановил прямое правление страной. Он создал новый кабинет министров, возложив на себя функции его главы. Парламентская система была заменена четырехступенчатой пирамидой панчаятов (советов), причем лишь на низшем, деревенском, уровне их члены непосредственно избирались населением. Политические партии были запрещены, а премьер-министр и министры, отобранные из членов Национального панчаята, несли ответственность только перед королем. Система была официально закреплена в конституции 1962.

Король Бирендра взошел на престол в 1972, после смерти отца. В 1990 главные из партий – Непальский конгресс и Коммунистическая партия – организовали уличные демонстрации, что вынудило короля снять 29-летний запрет на деятельность политических организаций. Король утвердил новое правительство, в которое вошли представители Непальского конгресса и коммунистов. 9 ноября 1990 была обнародована новая конституция, которая существенно ограничивала королевские права. Согласно действующей конституции, Непал – конституционная монархия. Форма правления – парламентская демократия. Исполнительная власть передавалась премьер-министру и его кабинету, которые подотчетны нижней палате парламента, избираемой прямым голосованием.

Конституция может быть исправлена или отменена большинством в две трети голосов каждой палаты парламента. Преамбула конституции, которая признает непальский народ источником верховной власти, не подлежит никаким исправлениям. После прохождения в обоих палатах парламента законопроект с поправками к конституции должен получить королевское согласие.

вконтакте facebook twitter

Но в связи с последними событиями в стране, Непал перестал быть королевством, а индуизм – официальной религией. В мае 2006г. Непал стал светской страной. В Непале также практикуется ислам, христианство, и бон. Тхару практикуют анимизм, часть киратов почитание предков.

Невозможно кратко написать о в Непале без сверхупрощения. Согласно сухой статистике, в Непале 80% индуистов и 10% буддистов. А в жизни индуизм и , две мировые религии, так переплетены в Непале между собой, что их невозможно разделить. Непальская религиозная мозаика может быть понята, если мы заглянем в религиозную историю страны. Идеи раннего индуизма и буддизма имеют мало общего с религиями настоящего времени. Религиозные концепции создавались благодаря слиянию различных религиозных школ, теорий и тенденций. Анимизм, тантризм, шактизм, ламаизм оказывали сильное влияние на основные вероучения.

В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя Кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300 г. нашей эры в долину вторглись другие народности. Индуизм – религия этих пришельцев – с тех пор стала официальной религией Непала. Смена одной господствующей религии другой прошла мирно и безболезненно, многие святыни Непала одинаково почитают как индуисты, так и буддисты. Объясняется это тем, что в индуизме никогда не было законченной богословской системы, он легко вбирает в себя другие культы, признавая новые божества воплощениями своих древних богов. На практике религия в стране представляет странную смесь индуистских и буддистских верований, дополненную пантеоном тантрических божеств и анимизмом – древней духовной религией, возникшей в Тибете. Это память о древних временах, когда люди и составляли гармоничное целое; боги универсума проявлялись во всём, и люди запросто ежедневно общались с богами. Непальцы и сейчас рассматривают свои старинные храмы и святилища не как культурное наследие, а как священные места, где боги и люди контактируют друг с другом.
Непал недаром называют «страной фестивалей». Наиболее важные из них – фестиваль света Тихар; Дасаин – праздник победы добра над злом; красочный, поистине раблезианский фестиваль . Религиозные в Непале не фольклор, не абсурдное развлечение для туристов. Это торжественные и священные церемонии под эгидой богов и людей. Непальцы с одинаковым рвением участвуют в фестивалях обеих религий и чтут святыни обеих вер.

Индуизм.

Современный индуизм включает в себя массу различных метафизических систем и точек зрения, зачастую взаимопротиворечивых. Каждый верующий выбирает то или иное верование, наиболее подходящее для него. В Непале бесконечный пантеон богов и богинь, их инкарнаций, манифестаций и аспектов. Европейский ум с большим трудом может охватить эти понятия и едва уловимые отличия, тем более, что индуизм насчитывает до 33 млн. богов…
Главным богам посвящены храмы, менее значительным - алтари. Один из храмов – святилище обезьяньего царя Ханумана. Сразу же после рождения, гласит , Хануман схватил , приняв его за съедобный плод, и богу Индре едва удалось отобрать светило у прожорливого младенца. В эпосе “Рамаяна ” рассказывается, как самоотверженно благородный и могучий Хануман – он обладал такой силой, что отрывал от земли холмы и , – помогал богу Раме вызволять из плена его невесту Ситу. В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками божественного Ханумана, то во всяком случае его родственниками. Непальцы верят, что понимают человеческую речь и умеют разговаривать - просто они это скрывают, чтобы их не заставили работать.
В индуизме нет священства в привычном для нас понимании. Брахманы, которые выполняют обязанности жрецов, не дают каких-либо особых обетов, живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью. Люди, отрешившиеся от мира и посвятившие себя одному из индуистских богов, называются . Они ведут аскетический образ жизни, и народ их считает мудрецами. Именно к садху, а не к жрецам-брахманам обычно идут непальцы со своими горестями или когда надо принять какое-то решение. Каждый что-то приносит с собой – других источников существования у садху нет.

Иностранцам весьма трудно разобраться в индуизме из-за огромного пантеона богов, пока они не представят их как картинки-представления многих атрибутов бога. Один вездесущий бог обычно имеет 3 физических образа: Брахма-создатель, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель и созидатель. Вишну, часто изображаемый летящим на Гаруде, человеке-птице, может похвастаться 10-ью инкарнациями, включая Раму, Кришну, Будду … Шива же может называться тысячью имен, но это его манифестации (проявления). Шива, вероятно, наиболее почитаем в Непале как разрушитель и созидатель. Он странствует по свету на быке и держит в руке трисул (трезубец). Часто Шива предстаёт как фаллический лингам, его креативной роли. Шива известен и как Натарадж, бог танца, чей потряс космос и создал мир. Иногда Шива изображается как странствующий садху-отшельник, заросший и в лохмотьях, курящий гашиш – словом, позор пантеона!

Сын Шивы с головой слона, весьма любим и популярен в Непале. Это бог удачи, мудрости и процветания, покровитель мужской потенции. Боги везде – внутри храмов и рядом, боги – не грозные, а поддерживающие, подмигивающие, словом, как расписные игрушки!

Но есть ли живые боги? В Непале всё есть. Это живая -девственница – Кумари. И снова парадокс: король, сам воплощение бога Вишну, получал благословение у Кумари, девочки 5-6 лет, избранной богиней из буддистской семьи. Богиню выбирают из девочек в возрасте 5-6 лет, руководствуясь весьма сложными критериями. Девочка остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы каплю крови. После этого ей дают хорошее приданое, но выйти замуж отставной богине не так легко – считается, что с ней будет омрачен всякими несчастьями. Культ Кумари – это яркий пример переплетения двух религий, а также крайнего религиозного либерализма и широты взглядов непальцев.

Настоящий тигель религий. Смешение религий наиболее очевидно в долине Катманду. Не удивляйтесь, если вы найдёте изображения индуистских богов в буддистских храмах или буддистские в индуистских храмах. Шиваистский символ плодородия – лингам, находящийся в йони, – почитается буддистами как «пламенеющий в священном источнике». Индуисты рассматривают лингам и йони как основные элементы мужской и женской энергии. В наиболее священном индуистском храме Пашупатинатхе, лингам Шивы раз в году накрывается маской Будды! В Сваямбунатхе (буддистском комплексе), индуисты поклоняются божеству Сваямбу как Шиве, хотя для буддистов Сваямбу – это . Мужское божество Локешвара/Мачендранатх – это смесь Шивы, святого Мачендранатха и бодхисатвы Авалокитешвары. Женское божество / почитается буддистами как Тара.

Буддизм.

Строго говоря, буддизм – это не религия (в нём нет идеи бога), а философская система и моральный кодекс. Будда развил «правило среднего пути», т.е. умеренность во всём. В Непале сильное влияние на буддистское учение оказал тибетский буддизм, впитавший в себя элементы шаманизма Бон и особенно тантризма, наследия средневековой Индии. В Непале превалирует Ваджраяна, или «Путь громового раската», где упор делается на медитацию с использованием мантр и мандал, прямой опыт и эзотерику.

Из всех святых для буддистов мест, а их в Непале великое множество – самый почитаемый храмовый комплекс в , небольшом городке рядом с индийской границей. По преданию, именно здесь за 700 лет до н.э. в день майского полнолуния на берегу озера под сенью раскидистого дерева царица Майя родила сына Сиддхартху, чье имя переводится как “исполнивший свое предназначение.” Появление мальчика на свет сопровождалось множеством знамений, и чтобы истолковать их, в Лумбини собрались сто восемь мудрецов. Они объявили, что Сиддхартха станет либо великим правителем, либо учителем, какого еще не бывало на Земле. Принц с годами достиг полного просветления и стал первым Буддой, основателем новой религии.
О том, что Будда родился в Лумбини, свидетельствуют письмена на колонне, установленной через 300 лет после его кончины царем Ашокой. Именно стараниями Ашоки буддизм распространился на большую часть Южной Азии.

Несмотря на то, что Непал родина Будды, буддизм пришел в страну с северо-востока, с территории современного Китая. И поныне в Непале действуют китайские буддистские храмы и . Над входом в один из храмов вместо санскритской вязи начертаны китайские иероглифы, а пузатые статуи Будд, украшающие его внутреннее пространство, выполнены явно в китайской, а не индо-непальской манере. изготовления традиционных фигурок Будды особенно развито в городе Патане, втором по величине после Катманду. Основные материалы – мягкий вулканический и бронза. Работа эта кропотливая, а больших денег за статуэтки простые непальцы платить не могут. Удачей считаются, когда поступает заказ от европейских буддистов или от монастырей.

В Гималаях, и особенно в Непале, сосредоточена масса геомантических точек-центров, дарящих силы и энергию тем, кто посещает их. Три выдающихся религиозных комплекса - индуистский Пашупатинатх и буддистские Сваямбунатх и – это только часть многочисленных энергетических центров долины Катманду.