Храм на месте убиения александра 2. Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты. Решение о воздвижении храма

Он заступил на российский престол в 1855 г., в период Крымской войны, которую называли предтечей и даже «репетицией» Первой мировой. Вместе с братьями он получил от уходившего из жизни отца наставление: «Служите России. Мне хотелось принять на себя все трудное, все тяжкое, оставив царство мирное, устроенное, счастливое. Провиденье судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».

Памятник Императору Александру II Освободителю работы А. Рукавишникова установлен в 2005 г.на гранитной площадке со стороны алтарной части возрожденного храма Христа Спасителя в Москве. Ведь при этом Государе храм был построен в XIX веке. На черном постаменте золотыми буквами начертана благодарная надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провел военную и судебную реформы. Ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Добавим также: при Александре II получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния, Сербия.

Отметим, что не только Крымская кампания 1853—1856 гг. стала своеобразным историческим эпиграфом к событиям, воспоследовавшим через полвека, с началом войны в 1914 г., но и мученическая кончина Государя Александра II стала предтечей, страшной духовно-исторической рифмой кончины его внука Николая II Александровича, со всей Царственной семьей, трагического пресечения 300-летнего царствования Дома Романовых. Безумство антисановного террора, развернувшегося в России с середины XIX в., преступная страсть цареубийства, уже несли в себе явственные признаки бесовского помрачения, на что со всей внятностью и болью указал Ф. Достоевский романом «Бесы» (1871-1872), написанным после первых покушений на жизнь Государя и за десять лет до кошмарного последнего, удавшегося покушения, седьмого по счету...

Кстати, отмена крепостного права считалась современниками свидетельством прогрессивно-либеральных взглядов Государя, впитанных им, как считали, под влиянием его наставника с детства, поэта В. Жуковского. Между прочим, автора текста «Боже, Царя Храни!», просуществовавшего как официальный гимн Российской Империи с 1833 по 1917-й (музыка А. Львова).

И это ведь будущий воспитатель цесаревича Александра Николаевича литератор Жуковский на рождение сего наследника в Москве 17 апреля 1818 г. написал проникновенные и во многом провидческие строки («Государыне Великой княгине Александре Федоровне на рождение в. кн. Александра Николаевича. Послание»):

…Но уж Судьба свой суд об нем сказала;
Уже в ее святилище стоит
Ему испить назначенная чаша.
Что скрыто в ней, того надежда наша
Во тьме земной для нас не разрешит...
….

Пускай тебе вослед он перейдет
С душой, на все прекрасное готовой;
Наставленный: достойным счастья быть,
Великое с величием сносить,
Не трепетать, встречая рок суровый,
И быть в делах времен своих красой.
Лета пройдут, подвижник молодой,
Откинувши младенчества забавы,
Он полетит в путь опыта и славы...
Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек.
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех - свое позабывать,
Лишь в голосе Отечества свободном
С смирением дела свои читать:
Вот правила царей великих внуку.

Отношение народа к Помазаннику Божию было чрезвычайно пиететным. Трогает и удивляет нас сегодня и тот факт, что Александра II почти никогда не сопровождала охрана, за исключением нескольких офицеров, что полагалось по этикету.

Кратко вспомним факты той воистину «диаволовой охоты». Начиная с первого покушения Д. Каракозова в Летнем саду 4 апреля 1866 г. (обратим внимание на одну из версий неудачи покушения: ствол стрелявшего террориста оттолкнул оказавшийся рядом крестьянин), затем в Париже на Всемирной выставке в июне следующего года - успевшего выстрелить дважды поляка А. Березовского. 4 апреля (вот ведь день!) 1879 г. в Царя пять раз выстрелил «учитель А. Соловьев», социалист-революционер, выпускник Санкт-Петербургского университета.

Дальше в дело вступили не одиночки, а организация «народовольцев»: 18 ноября 1879 г. под Одессой А. Желябов безрезультатно соединил провода взрывного устройства, заложенного в железнодорожную насыпь, а вскоре под Москвой группа С. Перовской по ошибке взорвала не царский состав, следовавший из Ливадии, а поезд сопровождения. В тот раз Александр II, как рассказывают, произнес:

«Что они имеют против меня, эти несчастные? Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!»

Но адский маховик набирал обороты. 5/18 февраля 1880 г. прогремел страшный взрыв в Зимнем дворце. Это была бомба, заложенная народовольцем С. Халтуриным, из группы той же одержимой Софьи Перовской. Никто из членов Императорской семьи не пострадал, однако было 8 убитых и десятки раненых солдат охранения дворца, служащих Финляндского полка, героев Крымской войны. Представителей того самого народа, о чьей судьбе столь нетерпимо пеклись вожди «Народной воли». Это именно Перовская, страстно вожделевшая государевой крови, махнула платком 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) близ Михайловского сада, после чего Н. Рысаков швырнул первую бомбу того дня. Государь не пострадал от взрыва, а вышел из кареты и приблизится к бомбисту, коего схватила охрана. Почти сразу И. Гриневицкий бросил Государю в ноги вторую бомбу, которая разбросала не менее двух десятков убитых и раненых, куски изорванной одежды и оружия, части человеческих тел, осколки газового фонаря. Истекая кровью, лившейся из раздробленных ног, Александр Николаевич прошептал: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…».

Смертельно ранивший взрывом и себя, Гриневицкий умер в тюремном госпитале почти сразу. Перовская была арестована. Ее, наряду с Желябовым, Кибальчичем, Михайловым, Рысаковым, суд обвинил в принадлежности к тайному сообществу, имевшему целью насильственное ниспровержение государственного и общественного строя и участии в цареубийстве; вся группа была повешена на Семеновском плацу 3 апреля 1881 г. На груди у каждого была прикреплена доска с надписью «Цареубийца». Только два человека в Империи - Лев Толстой и Владимир Соловьев - просили Александра III пощадить и простить убийц отца «во имя евангельских заветов»...

Государь Александр II был погребен в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе.

Это была воистину национальная трагедия. И хотя до «черного года России», 1917-го, оставалось еще три с половиной десятилетия, кровавая рука терроризма уже цепко держали наизготове орудия смерти, а в русских головах вселенским сквозняком гуляли искусительные идеи коммунизма.

Но в целом это был все еще православный народ, в скорби своей воздвигший на месте смертельного ранения Императора Александра II храм-молитву, храм-покаяние, храм-поминовение - собор Воскресения Христова, с тех самых пор и по сей день именуемый храмом Спаса-на-Крови.

Храм сооружали как памятник Царю-мученику - на средства, собранные по всей России, всем миром. Так после крушения поезда и чудесного спасения Царской семьи в год 900-летия Крещения Руси всем миром строили храм Христа Спасителя в харьковских Борках.

Храм Спаса-на-Крови возводился по указу Императора Александра III, в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного (Покрова на Рву). Разноцветные, словно игрушки или восточные тюрбаны, главки Спаса-на-Крови как будто аукаются с куполами московского собора Василия Блаженного.

Дважды проводился конкурс, но оба раза Государь проекты отклонял. В итоге архитекторами храма Спаса-на-Крови стали Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Игнатий (в миру И.В. Малышев, выпускник Академии художеств), которому после трагической смерти Императора во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма.

Собор Воскресения Христова был освящен лишь 19 (31) августа 1907 г., уже при новом Императоре. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовал Николай II и члены его семьи. И этот факт тоже можно расценивать как указующий...

Шатер храма был возведен высотой 81 м, было сделано 7 065 кв. м мозаики, по эскизам более 30-ти мастеров, таких как А. Рябушкин, В. Беляев, Н. Харламов, Н. Шаховской, А. Новоскольцев и др. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. Кошелев - для Христа во славе на южном, Парланд - для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. Васнецов - для мозаик над входами. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших в Европе.

Работы над мозаиками задержали электрификацию храма (1689-ю электролампами!) на 10 лет.

В безбожное время храм был закрыт (с 1930 г.), и в 1931 и 1938 гг. комиссией по вопросам культов принималось решение о целесообразности его разборки. К счастью, не осуществленной.

В годы блокады в соборе размещался морг, куда свозили тела погибших ленинградцев. После Великой Отечественной войны Малый оперный театр хранил в храме декорации.

Лишь с 1968 г. собор стал охраняться как памятник архитектуры, тут открылся филиал музея «Исаакиевский собор». В 1970-х начались продолжительные инженерные и общестроительные работы, подготовка к реставрации внутреннего убранства.

Известна городская легенда; говорили, что пока стоят леса на храме, будет держаться и советская власть. Примечательно, что леса были сняты в августе 1991 г.

19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.

Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть - эмалевое. Стены собора облицованы зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники - из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II.

Генуэзская мастерская Нови изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В. Васнецов.

Сегодня мы увидим в храме восстановленную сень, которую поддерживают колонны из серо-фиолетовой яшмы. Изначально она была увенчана крестом из топаза и окружена ажурной кованой решеткой, разноцветными неугасимыми лампадами. В день трагедии здесь ежегодно служили панихиду, и ежедневно - литию. Сень стояла над местом, где произошло цареубийство. Таким образом, место было включено во внутренний объем храма. И теперь сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и булыжники мостовой, на которые упал истекавший кровью император.

Сегодняшнему человеку не до конца бывает внятен смысл свершившегося здесь, на Екатерининском канале, рокового события, предвосхитившего страшную эпоху русского братоубийственного ХХ века. В начале кошмарного столетия стоят события, так сказать, настойчивого цареубийства, что иными словами можно назвать народным самоотвержением. Не самоотверженностью, а именно самоотвержением, то есть отвержением себя как православного народа.

Современный поэт (Е. Игнатова, «Спас-на-Крови», 1976) пристально подмечает символику «двойной крови» и не находит рационального объяснения трагической посмертной красоте:

Теперь скажу: тяжеловесный Спас
поставлен на крови царя и террориста -
сюжет трагический. Но отчего ребристый,
лазоревый, глазурный, в завитках,
собор сверкает весело для глаз?

О, Александр больной, о, нищий Гриневицкий!

Однако нам, сегодняшним, необходимость понимания содеянного и покаяния в цареубийствах - крайне насущна, именно в смысле продолжения русской христианской жизни. Какое время на дворе? Год 400-летия Дома Романовых.

Специально для Столетия

6 (18) октября 1883 г. в Петербурге был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова). Он был возведён по указу императора Александра III на месте, где 1 марта 1881 г. бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II . Собор стал памятником императору-преобразователю и символом покаяния народа России в его убийстве.

Храм «Спаса на Крови» является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Его проект был разработан архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым), настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII в.

На 20-ти гранитных досках на фасаде храма высечены главные события царствования и указы Александра II. Украшением собора являются мозаики, выполненные по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина. Главное место в храме занимала сень (навес) на яшмовых колоннах, увенчанная топазовым крестом. Её расположили над местом, где произошло цареубийство. Под сенью сохранили фрагмент булыжной мостовой, на которую пролилась царская кровь.

Строительство храма-памятника велось при активном участии народа, присылавшего пожертвования со всех концов страны, и продолжалось 24 года. Собор был освящён 6 (19) августа 1907 г., в день Преображения.

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II, и ежедневно произносились проповеди. Однако собор не являлся приходским и не был рассчитан на массовые посещения. Он находился в ведении Министерства внутренних дел, и вход сюда осуществлялся по пропускам.

С 1923 по 1930 гг. храм являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии, затем был закрыт, а после войны длительное время использовался как склад. В 1970 г. было решено разместить в здании собора филиал музея, поэтому были начаты реставрационные работы, первый этап которых завершился только в 1997 г.

19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» вновь открылся для посетителей.

Лит.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000; Кальницкая Е. Я. Времена не выбирают... Неизвестные материалы из истории «Спаса на Крови» // История Петербурга. 2003 . № 1.

См. также в Президентской библиотеке:

Процесс 1-го марта 1881-го года: [дело об убийстве Императора Александра II: заседание особого Правительствующего сената для суждения дел о государственных преступлениях]. СПб., 1906 ;

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови , или храма Воскресения Христова : узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке. Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Подробно об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге можно прочитать в статье «Спас на Крови: архитектура храма» . Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в заметке «Внутреннее убранство ». Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) .

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших - древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II .

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель , инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы , не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права .

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II : Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся. В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля », поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года , ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская .

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину - великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова ) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала . Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий .

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий - в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения - Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская - были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской . Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм , который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля - в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года - до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника , который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) - настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля ». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества. Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма - А. А. Парланд . В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением - эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания . С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд : например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты - сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя – Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу - потому он и обратился к А. А. Парланду , которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове , а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд , воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром , который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки .

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года , однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина» ; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, - отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови .

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года .

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда - как «Старина», так и совместный с Игнатием - в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название - Спас на Крови , каноническое наименование собора - храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий . Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России » .

Как в обиходном названии «Спас на Крови », так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем - пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд . Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Подробно об архитектуре храма можно прочитать в статье «Спас на Крови: описание архитектуры» .

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн 600 тыс. рублей серебром - огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики , составила более 4,6 млн рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II . Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием» , где и проходили церковные службы.

История Спаса на Крови после революции

Храм при новой власти

После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.

С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев » (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде - течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму .

Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды » . Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт . Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались .

Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.

Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться . Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие » , прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).

Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля ». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.

Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры » .

Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.

В настоящее время собор Спас на Крови открыт как музей (см . практическую информацию о посещении ) , но по выходным и в дни больших праздников проводятся богослужения.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

Спас-на-Крови в Петербурге является одной из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.

Начало истории

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события. 1 марта царь Александр II направлялся на где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Решение о воздвижении храма

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики. На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство. Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Строительство собора

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился канал Грибоедова, а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году. Серый гранит использовали для стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Убранство храма

Стены башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича. Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно.

По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Красота изнутри

Главное место храма - неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала. В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки. Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым. Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Самым величественным и значимым в Петербурге смело можно назвать храм Спас-на-Крови. Фото являются тому подтверждением. Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими». Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Дальнейшая история

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.

Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг. По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.

После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником. В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исаакиевского собора». В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.

В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

Сегодня каждый, кто посещает Санкт-Петербург, стремится посетить Спас-на-Крови. Часы работы музея позволяют сделать это в любое время летом с 10 до 22 часов, зимой с 10 до 19.

Спас-на-Крови (Екатеринбург)

Если говорить о страданиях, которые перенесла семья Романовых, нельзя не упомянуть храм в Екатеринбурге. Именно в этом городе августейшая семья провела свои последние дни, на месте их гибели потомки и возвели Спас-на-Крови. Карта города указывает, что собор возведен на месте Как говорит история, дом этот был конфискован большевиками у инженера Ипатьева. Здесь семейство Романовых держали 78 дней. 17 июля 1918 года все мученики были расстреляны в подвале. В годы советской власти память о царской семье была растоптана и очернена. В 1977 году по постановлению ЦК КПСС дом был снесен, руководить мероприятием поручили Б.Н. Ельцину. В своих мемуарах это событие он назвал варварством, последствия которого невозможно будет исправить.

Возведение храма

Только в 2000 году на месте трагических событий приступили к непосредственному строительству храма. Официальное название "Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых". Именно в этом году произошло прославление семейства Николая II. Уже в 2003 году 16 июля состоялось торжественное открытие, освещение храма.

Сооружение, высота которого 60 метров, имеет пять куполов, общая площадь составляет три тысячи квадратных метров. Русско-византийский архитектурный стиль подчеркивает строгость и величие здания. Комплекс составляют верхний и нижний храм. Верхний храм - символ неугасимой лампады, зажженной в память произошедшей здесь трагедии. Нижний заупокойный храм расположился в цокольной части. В него входит расстрельная комната, где присутствуют подлинные останки дома Ипатьева. Алтарь находится на непосредственно месте, где трагически погибла семья Романовых. Тут же создали музей, где выставлены экспонаты, посвященные последним дням жизни царской семьи.

Каждый год в памятную ночь 17 июля в храме проводится всенощная литургия, завершающаяся крестным ходом (25 км) к Ганиной Яме - в этот заброшенный рудник были свезены тела после расстрела. Тысячи паломников ежегодно прибывают сюда, чтобы отдать дань уважения поклониться святыне.

Навстречу 300-летию Санкт-Петербурга

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
(«СПАС НА КРОВИ»)

Никто не умирает не в свой срок…
Сенека
…До времени занявший трон
В стране таинственной медведя-
Отца, скорбя, хоронит он,
И, хороня, отмщеньем бредит.
Со знаком смерти на лице
Правитель тризну правит ныне.
Но он горюет об отце,
А должен горевать о сыне.
Мишель Нострадамус. «Центурии» («Столетия»)

Предзнаменование

«Скорее… во дворец… там умереть»,- прошептал, находясь еще в сознании, смертельно раненный и истекающий кровью император Александр II.
Неужели действительно эту трагедию, случившуюся 1 марта 1881 года, предвидел и описал так, как приведено в эпиграфе, великий французский врач, астролог и пророк XVI века Мишель Нострадамус (1503-1566)?
Около тысячи своих туманных и загадочных пророчеств он изложил зашифрованными четверостишиями-катренами в «Центуриях» («Столетиях», «Веках»).
Как можно истолковать это пророчество? Страна медведя- Россия? Тризна- похороны Александра II (1818-1881) его сыном Александром III (1845-1894), которому, умирая, он передал свой трон? Старший сын Александра III- будущий император Николай II (1868-1918). Неужели предсказана и его гибель в 1918 году в Екатеринбурге, где император был зверски расстрелян вместе со своей семьей?
Итак, 1 марта 1881 года… Воскресенье… Санкт-Петербург… Набережная Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова)… Каждый занят своим делом и не знает, что произойдет в его жизни через час, два… Пересечение намеченных императором Александром II и народовольцами дел породило эту трагедию- свершилось покушение.
Позже для увековечивания памяти об Александре II на месте трагедии возведут храм Воскресения Христова, прозванный Спасом на крови,- подлинное чудо света. Но не будем забегать вперед.

«Освободитель»

Александра II официально называли «Освободителем». Освободителем от чего?
Имеется в виду «освобождение» крестьян от крепостной зависимости по крепостной реформе 1861 года. Но действительно ли это было освобождение?
Крепостные получили не свободу, а право выкупать собственную землю и за выкупленную землю выплачивать разорительные налоги. Это была его самая известная «реформа». Тяжелое ему досталось наследство. Даже отец его- Николай I- сказал сыну: «Оставлю тебе много трудов и забот». И действительно забот хватало: Крымская война (1853-1856), усмирение Польского восстания (1863-1864), усмирение Кавказа (1864), присоединение к Российской империи Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865-1881) и Дальнего Востока, освобождение Болгарии от турок… Были и такие дела, как продажа американцам Аляски (1867)…
Консерватор по политическим воззрениям, он вынужден был проводить ряд буржуазных реформ (земскую, судебную, городскую, военную и другие), чтобы как-то сдерживать нараставшее в стране общественное возбуждение и революционный натиск. Его реакционный курс уже после подавления Польского восстания вызвал ответную реакцию- первое покушение на его жизнь. В последующие годы ужесточение репрессий против революционеров привело к серии покушений: 1 марта 1881 года- это последнее из цепочки покушений… Вот их краткая хронология.

«Живая» мишень

Последние пятнадцать лет своей жизни Александр II был живой мишенью для террористов. Страстный охотник, мог ли он предположить, что сам окажется в роли загнанного охотниками зверя?

4 апреля 1866 года в него стрелял по собственной инициативе народник Дмитрий Каракозов (1840-1866), когда Александр II выходил из ворот Летнего сада после прогулки. Императора спас крестьянин, оттолкнувший террориста и не давший ему прицелиться при стрельбе. Каракозова по приговору суда повесили. Этот выстрел привел к массовым арестам, преследованию демократической печати, отходу от политических реформ.

25 мая 1867 года Александр II в Париже возвращался в открытой коляске вместе с французским императором Наполеоном III с парада в Булонском лесу. Прозвучало два выстрела. Никто в коляске не пострадал. Стрелял поляк Антон Березовский, мстивший за недавнее усмирение Польского восстания. Пистолет разорвался в руках стрелявшего.

2 апреля 1879 года Александр II возвращался с прогулки в Зимний дворец. Шедший навстречу молодой человек, поравнявшись с императором, остановился, отдал честь и… пять раз выстрелил из револьвера. Император не пострадал, хотя шинель была прострелена в нескольких местах. Террористом оказался народник Александр Соловьев. Императора спасло неумение террориста в стрельбе и примененный Александром II маневр: он побежал зигзагами, как учили на военных маневрах.

А следующие покушения проводились террористами «Народной воли» с ужасающей методичностью и напористостью. Чем это объясняется? Народовольцы считали, что если уничтожить императора, а с ним десяток-другой высших правительственных чиновников, то помещики и буржуазия растеряются, лишившись государственной опоры. И тут-то на сцену истории выйдут члены «Народной воли». Они, опираясь на своих единомышленников в разных слоях общества, свергнут самодержавие. Народовольцы стремились выполнить свое собственное решение, принятое 18 июня 1879 года. В этот день Исполнительный комитет «Народной воли» во главе с Андреем Желябовым вынес Александру II смертный приговор. Народовольцы предприняли восемь покушений. Часть из них не удалась. Последнее, восьмое, 1 марта 1881 года- удалось. А до этого…

19 ноября 1879 года. Террористы взорвали железнодорожное полотно на третьей версте Московско-Курской железной дороги. Здесь проходил императорский поезд. Но в поезде была лишь сопровождавшая монарха свита. Никто не пострадал, хотя восемь вагонов сошли с рельсов и перевернулся багажный вагон.

5 февраля 1880 года. В Зимнем дворце взорвано четыре пуда динамита, заложенного в помещениях под императорской столовой. Такое количество взрывчатки пронес Степан Халтурин, устроившийся под чужим именем по заданию «Народной воли» работать здесь плотником. Император и гости не пострадали, так как опоздали к обеду. Но погибли 11 и были ранены 56 солдат, охранявших дворец. И вот, наконец, наступило-

По воскресеньям (1 марта было воскресенье) император в карете с конвоем из шести всадников ездил на традиционный смотр гвардии в Михайловском манеже. Маршрут его из Зимнего дворца пролегал по Невскому проспекту и Малой Садовой улице. Из манежа он возвращался в Зимний дворец мимо Михайловского театра. Однако 1 марта под влиянием слухов об опасности этого пути царь изменил маршрут. Он поехал по набережной Екатерининского канала. Выехал он из Зимнего дворца около 13 часов. В 13.45 закончил смотр частей гвардии и затем заехал в Михайловский дворец. Пробыл здесь около получаса и велел возвращаться в Зимний дворец тем же маршрутом.
14 часов 20 минут… Карета свернула на набережную Екатерининского канала. При повороте на набережную кучер придержал лошадей… проехал по ней около трехсот шагов… И в это время под лошадей был брошен разрывной снаряд… Человек, бросивший снаряд, побежал по направлению к Невскому проспекту…
Вот эта историческая точка пересечения событий…
А что в этот день делали террористы «Народной воли»? Координировать действия террористов поручили Софье Перовской. Накануне покушения она тщательно проанализировала результаты постоянного наблюдения за передвижением императора. Выводы записывала. Террористы знали до деталей воскресный маршрут Александра. Перовская вычислила самое удобное для покушения место. Исходя из этого, она и расставила четырех метальщиков бомб (Михайлова, Гриневицкого, Емельянова и Рысакова). Но маршрут, как вы знаете, оказался иным… Перовская тут же отреагировала. Пока император проводил смотр, она успела собрать «метальщиков» в одной из кондитерских на Невском проспекте. По ее указанию они заняли новые позиции. А сама она, расположившись на противоположной стороне канала, приготовилась давать сигналы к действиям.

14 часов 20 минут…

Из-за поворота на набережную канала выезжает императорская карета. Все произошло стремительно…Конвойные не успели что-либо предпринять. Террорист Рысаков бросил бомбу под карету, когда она поравнялась с ним. Прозвучал взрыв, подобный залпу орудий. Ранены несколько человек, разрушена задняя стенка кареты. Император и на этот раз оказался невредим. Террорист побежал в сторону Невского проспекта. Его задержали. Он назвался сначала мещанином Глазовым, затем Рысаковым. Император приказал остановить лошадей. Затем вышел из кареты. Направился к задержанному. Затем обратно к месту взрыва, к раненым. Подъехал другой экипаж, взамен пострадавшего. Александр сделал несколько шагов к экипажу, поравнявшись с человеком, стоявшим у ограды набережной. В этот момент тот бросил стеклянный шар с нитроглицерином себе и императору под ноги. Рассеявшийся дым открыл страшную картину. Окровавленный и тяжело дышавший Александр II, без шинели и фуражки, полусидел, прислонившись спиной к решетке канала. Ноги его были раздроблены, по ним ручьем струилась кровь…
Смертельно был ранен и сам террорист Игнатий Гриневицкий.
Двадцать человек погибли, многие получили серьезные ранения.
Через час Александр II, привезенный во дворец, скончался в окружении своей семьи.
Надежды народовольцев на то, что убийство даст толчок к началу революции, не оправдались. 3 апреля 1881 года в Санкт-Петербурге на Семеновском плацу казнены по приговору суда пять цареубийц: Желябов, Перовская, Кибальчич, Рысаков, Михайлов.

Памятник императору

Вечером в день покушения на месте трагедии установили деревянный забор, поставили часового. На следующий день, 2 марта, на чрезвычайном заседании городская Дума просила Александра III разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню или памятник… Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь, а не часовню». Однако временно решили поставить часовню. Уже в апреле часовня была возведена (по проекту архитектора Бенуа). Ежедневно в ней служили панихиду в память Александра II. Часовня простояла до весны 1883 года.

Проекты собора

27 апреля 1881 года комиссия городской Думы опубликовала условия конкурса на создание церкви. Проекты экспонировались в Москве на Первой Всероссийской промышленной выставке, затем их показали в Санкт-Петербурге городской Думе. В Гатчине их осмотрел Александр III. Ни один из проектов он не одобрил. Он пожелал, чтобы храм был в стиле русских церквей XVI-XVII веков. И «чтобы будущий храм напоминал душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».
Это пожелание императора стало обязательным для участников второго тура конкурса. В марте 1882 года комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство проектов было выполнено в академическом русско-византийском стиле, в духе пятиглавых храмов. Прототипом для них служили храмы Соборной площади Московского Кремля. Другие- подобно схемам собора Святой Софии в Константинополе. Были и храмы в стиле барокко.
И на этот раз Александр III отклонил все проекты. Вот его резолюция: «… все проекты, хотя и очень хорошо составлены, но желательно, чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII века, образцы коего встречаются например в Ярославле, и что самое место, где Александр был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела».
Во всех представленных проектах варьировались мотивы в основном московского и ярославского посадского зодчества.

Проект Парланда

Неожиданностью для всех участников конкурса была победа проекта с двойным авторством- архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842-1919) и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге, архимандрита Игнатия (в миру И.В. Малышев). В этой пустыни Парланд ранее построил по своему проекту церковь Воскресения Христова. Во время строительства он познакомился с архимандритом монастыря…
Проект представлял сложное по архитектуре и назначению сооружение. Кроме церкви, предусматривалось построить колокольню, галерею для шествий, мемориальную зону и музей. Основой собора служил пятиглавый храм. С запада к нему примыкала колокольня. Она находилась над местом гибели Александра II. Александр III одобрил этот проект 29 июля 1883 года при условии, что он будет доработан. Окончательно проект был утвержден лишь 1 мая 1887 года. Здание предполагалось возводить по одну сторону канала.
Парланд писал: «Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения… мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове…»
Парланд в определенной мере создавал собирательный образ русского храма. Он не просто повторил образцы XVII века, а, переосмыслив, органично соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции. Это яркий пример гармонии традиций и новаторства.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года, а само строительство велось 24 года. Завершено строительство освящением храма 19 августа 1907 года.
Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное здание вытянуто по оси «запад-восток». Новшество в практике строительства того времени и первый опыт в строительстве Петербурга заключается в том, что Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив бетонным основанием. Строительные материалы поставляли русские и зарубежные фирмы. В храме использовалось воздушное отопление, в подвале было установлено два паровых котла и восемь калориферов. К открытию храм был полностью электрифицирован. Площадь перед храмом была оформлена газонами и цветниками. Храм- один из немногих сохранившихся мемориальных художественно-исторических памятников России конца XIX- начала XX веков. Это едва ли не единственный сохранившийся памятник Александру II.
Храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Обращает на себя внимание мозаика «Распятие Христа» на западном фасаде здания. Именно она явилась местом поклонения верующих, проведения церковных служб. С этой целью перед храмом был сооружен мост через канал, который является как бы продолжением площади. На фасаде также имеются двадцать гранитных досок. На них золотыми буквами начертаны «деяния Александра II».

Внутреннее убранство

Заглянем в храм. Поражает его богатейшее внутреннее убранство. Обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатейшая коллекция самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов. Мозаичное покрытие в храме занимает практически семь тысяч квадратных метров. Был объявлен конкурс, в результате основная часть мозаичного покрытия была выполнена мозаичным отделением Академии художеств. Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Это В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев и другие.
Время губительно действовало на мозаику и камень. До революции посещение храма было ограничено, после 1917 года доступ в храм получили все желающие. В 20-е годы храм стал кафедральным. В 1930 году специальным постановлением ВЦИК его, как действующую церковь, закрыли. Перед войной храм решили снести, как сносили многие церковные сооружения. К счастью, до этого «руки не дошли». После войны в нем находился склад декораций Малого оперного театра.
В настоящее время завершена реставрация этого памятника архитектуры. Это очень трудоемкая работа: во-первых, надо было заниматься защитой здания от проникновения в него воды, так как нарушилась система гидроизоляции. Во-вторых, мозаика была повреждена, утрачены некоторые детали оформления.
Но основные трудности были преодолены, и теперь вновь можно любоваться этим уникальнейшим произведением русской архитектуры конца XIX- начала XX веков!
«Спас на крови», ставший филиалом Музея-памятника «Исаакиевский собор», ежедневно принимает своих гостей.
Юрий Жданов 2001 г.

Рассказ Юрия Жданова «Храм Спаса-на- Крови» опубликован:
Юрий Жданов. Храм Воскресения Христова («Спас на крови»). Газета «Радость» № 5, 2001. Стр. 10- 13

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)